Достигнет ли искусственный интеллект (ИИ) возможностей человеческого мозга? Как он будет развиваться дальше? Какие задачи сможет решать в будущем? Решение на эти вопросы искали участники II Всероссийской школы-семинара НЦФМ по искусственному интеллекту и большим данным в технических, промышленных, природных и социальных системах.
Развитие искусственного интеллекта ведет к большим технологическим и гуманитарным изменениям, формирует новые задачи для ученых и исследователей. ИИ проникает во все большее количество сфер. Его разработкой и «приручением» занимаются и ученые Национального центра физики и математики.
«Два ключевых фактора лежат в основе стремительного прогресса ИИ: развитие высокопроизводительных компьютеров и разработка искусственных нейронных сетей на основе алгоритмов работы человеческого мозга. На мой взгляд, мы наблюдаем, как, родившись из понимания механизмов естественного интеллекта, технологии ИИ сегодня становятся драйвером в понимании вопросов, связанных с развитием естественного интеллекта. Это их взаимодействие, по-видимому, будет определять характер науки, промышленности, экономики и человеческого общества в целом в ближайшие годы», — отметил научный руководитель НЦФМ Александр Сергеев.
В течение пяти дней студенты и начинающие ученые прослушали лекции ведущих специалистов в области развития и применения технологий искусственного интеллекта. Участники школы обсудили проблемы, которые возникают в ходе исследований и разработок программных продуктов, компонентов и систем, использующих алгоритмы искусственного интеллекта.
Также участники школы узнали об успехах отечественных специалистов в области создания новых методов машинного обучения и многомодальных систем анализа информации, систем ИИ для управления безопасностью полетов, робототехникой и беспилотным транспортом. Особое внимание на школе уделили теме разработки архитектур нейроморфных процессоров.
«Мы должны признать, что технологии ИИ играют все большую роль в нашей жизни, положительно влияют на производительность труда и качество услуг в различных сферах. В то же время ИИ несет большие непредсказуемые риски для человечества, среди которых, например, деградация естественного интеллекта или появление свойств эмерджентного интеллекта. Основная цель нашей школы — научить молодых людей критически мыслить и создавать новое. Именно в этом отличие человека от искусственного интеллекта», — рассказал сопредседатель направления НЦФМ «Искусственный интеллект и большие данные в технических, промышленных, природных и социальных системах» Игорь Каляев.
Традиционно молодые ученые представили на школе собственные устные и стендовые доклады на тему искусственного интеллекта. Также молодые коллеги совместно с наставниками изучили возможности технологий ИИ для развития фундаментальных наук.
Школа проходила с 25 по 29 ноября при поддержке «Росатома», Южного федерального университета и Российского федерального ядерного центра «ВНИИЭФ».
Заставки для гаджетов. О чем были лекции по версии ИИ
Скачать заставки в высоком качестве можно в медиабанке «Страны Росатом»