Экспериментальная лабораторная астрофизика и геофизика
Назад
Экспериментальная лабораторная астрофизика и геофизика

Как космос влияет на живые организмы? В чем секрет темной материи? Как возникла Вселенная? Эти темы обсуждали участники III Всероссийской школы НЦФМ по экспериментальной лабораторной астрофизике и геофизике.

Направления изучения астрофизики и геофизики сейчас масштабно развиваются, как в России, так и за рубежом. На ближайшие десять лет президент Российской Федерации утвердил программу по освоению космоса и обеспечению конкурентоспособности космической отрасли. Она включает проекты по исследованию Луны, Венеры и задачи по солнечной геофизике.

«В нацпроект также включены исследования в рамках научной программы НЦФМ. Отрадно отметить, что по новому нацпроекту «Росатом» и «Роскосмос» будут работать вместе: обсуждается создание атомной электростанции на Луне», — отметил Лев Зеленый, академик РАН, председатель научного направления НЦФМ «Экспериментальная лабораторная астрофизика и геофизика».

Более 50 молодых ученых и студентов из российских вузов узнали теоретические и практические результаты исследований происхождения и эволюции Вселенной, Солнечной системы, поиска темной материи. Полученные результаты способствуют созданию инновационных технологий поиска и добычи полезных ископаемых, разработке новых материалов для промышленности и науки, наземной и космической аппаратуры, от навигации до обеспечения безопасности.

Одна из лекций была посвящена влиянию ионизирующего излучения на механизм реализации генетической информации у живых организмов. В геноме записаны данные о том, как должен функционировать живой организм. А действия дополнительных факторов: радиация, гравитация — могут существенно влиять на эту информацию. Также на школе обсуждали получение аналога лунного реголита (остаточный грунт, являющийся продуктом космического выветривания породы) с использованием схожих материалов.

«Проводятся в данный момент эксперименты по получению аналогов именно лунного реголита. И смотрим из минералов (ильменита и пирротина). Потому что они имеют свои свойства, достаточно диэлектрическую проводимость, которая дает возможность получения разряда, именно не добавляя других, так сказать, искусственных веществ, металлов. Если мы получим аналог лунного реголита, то это будет применяться для воздействия веществ на солнечные батареи, на технику», — рассказал Владимир Степахин, ведущий научный сотрудник Института общей физики РАН.

Лекции на школе проводили ведущие научные сотрудники Российской академии наук, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Югорского государственного университета, Научно-исследовательского института физики СПбГУ. Свои доклады представили и молодые специалисты.

Про одно из проявлений молнии — реинкарнацию ранее потухших веток молнии — рассказывал Артем Сысоев из Нижнего Новгорода.

«Основная моя работа — это моделирование молнии как развивающегося дерева. В некотором роде ощущаю себя таким маленьким богом, который создает модели условий развития системы. Это настоящее хорошее творчество. В модели создаешь какие-то условия, грубо говоря — правила игры, дальше ставишь начальную точку роста, молния сама растет, иногда вообще не ожидаешь, что там получится. Основное практическое применение исследований — защита от молнии. В последнее время актуальность усиливается, потому что появляется много слаботочных микросхем. Они гораздо больше уязвимы к наводкам от молнии. Тем более что климат становится на планете более жарким. Это значит, что молний будет все больше и больше со временем», — рассказал Артем Сысоев, участник школы из Института прикладной физики имени А. В. Гапонова-Грехова РАН.

С каждым годом число заявок на участие в научной школе НЦФМ растет. Организаторы стараются каждый год сделать программу интереснее и разнообразнее.

«Мы стараемся охватить широкий сектор направлений. Наука развивается, и не всегда у молодежи есть время «смотреть» в соседнюю область. Громадные успехи астрофизики и биофизики. А это нужно знать. Мы стараемся лидеров этих областей пригласить, чтобы они рассказали нашим слушателям. Например, на школе было два блестящих доклада по биофизике, радиационной биологии», — рассказал Лев Зеленый, академик РАН, председатель научного направления НЦФМ «Экспериментальная лабораторная астрофизика и геофизика».

Школа по экспериментальной лабораторной астрофизике и геофизике НЦФМ проходила с 23 по 27 июня 2025 года при поддержке «Росатома» и Института космических исследований (ИКИ) РАН.

Фотографии с мероприятия можно найти по ссылке.

Справка

Национальный центр физики и математики (НЦФМ) создан для получения научных результатов мирового уровня, подготовки исследователей высшей квалификации и разработки наукоемких технологий. Учредители — «Росатом», Российская академия наук, Минобрнауки России, МГУ им. М. В. Ломоносова, РФЯЦ-ВНИИЭФ, Курчатовский институт и Объединенный институт ядерных исследований. Центр находится в городе Сарове Нижегородской области.

Научная программа НЦФМ состоит из десяти перспективных направлений в передовых областях физики, математики и вычислительных технологий: от искусственного интеллекта и суперкомпьютерного моделирования до лазерной физики и космологии. Научная кооперация (более пятидесяти институтов, университетов и высокотехнологичных компаний России) реализует программу НЦФМ на экспериментальной и расчетной базе своих организаций, в том числе на оборудовании российских федеральных ядерных центров «ВНИИЭФ» и «ВНИИТФ». В центре создается и собственная научная инфраструктура: передовые лаборатории, установки классов миди- и мегасайенс.

Образовательное ядро центра — МГУ Саров. Здесь обучают по программам магистратуры и аспирантуры. Преподаватели — академики и члены-корреспонденты РАН, профессора МГУ, члены научно-технического совета НЦФМ и исследователи РФЯЦ-ВНИИЭФ. Студенты проходят практику на уникальных лабораторных установках под руководством ведущих ученых страны.