Пойдём копать картошку: тест о популярном корнеплоде
Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Вы знаете больше и готовы рассказать?

У вас есть интересная история или вы знаете больше о теме, по которой мы уже выпустили материал. Поделитесь с СР любой идеей. Ждем ваших сообщений!

Отправить

Пойдём копать картошку: тест о популярном корнеплоде

Что может быть проще обычной картошки, которую варят, жарят, запекают? Разве что пареная репа — ​про неё тоже будет пара слов. Но в этом тесте наш основной проводник в физику, математику, историю и другие школьные предметы — ​картофель, самый популярный в России корнеплод.

Начать

1/10

Раз вы читаете газету «Страна Росатом», начнём с энергетики. Можно ли превратить картофелину в электростанцию?

Да, обычную картофелину можно превратить в батарейку. Конечно, АЭС она не заменит, но маленькую лампочку светиться заставит. Втыкаем в картофелину медный катод и цинковый анод и соединяем. В картошке, как в овощах и фруктах вообще, содержится кислотно-щелочной раствор (электролит). На аноде выделяются свободные электроны, на катоде они поглощаются. Осталось добавить в цепь светодиод. Инструкции по сборке можно без труда найти в интернете. Попробуйте — ​очень эффектный эксперимент.

Ответить
Следующий вопрос

2/10

Перейдём к географии. Вопрос совсем простой: какой регион мира считается родиной картофеля?

Картофель завезли в Европу в XVI веке из Южной Америки, с территории современных Перу, Боливии, Венесуэлы и Колумбии. Для индейцев картофель был одним из важнейших продуктов.

Ответить
Следующий вопрос

3/10

Есть версия, что одним из первых картофель в Европу привёз Фрэнсис Дрейк. Для англичан он был национальным героем. А кем его считали испанцы?

Англичанин Фрэнсис Дрейк (ок. 1540–1596) был человеком многогранным: морской капитан, путешественник, политик, географ. Он совершил второе после Магеллана кругосветное плавание. Но всё-таки основной род его деятельности — ​каперство. Каперами называли тех, кто с разрешения государства захватывал и грабил торговые суда других стран. В то время Англия находилась в состоянии войны с Испанией. Жертвами Дрейка становились военные и мирные корабли, перевозившие золото, драгоценности, вина и такую экзотику, как картофель.

Ответить
Следующий вопрос

4/10

Ещё один несложный вопрос. Картошка, которую мы покупаем в магазине, — это вообще что?

То, что мы едим, — ​это клубень. Как определяет его Биологический энциклопедический словарь, «…видоизменённый побег, стебель которого, включающий одно или несколько междоузлий, сильно разрастается и накапливает запасные вещества, преим. крахмал, реже масла; орган возобновления дву- и многолетних растений, переносящий неблагоприятный период, нередко служит для вегетативного размножения». А ягоды (плоды) картофеля ядовитые, и есть их не надо, хоть они слегка похожи на помидоры.

Ответить
Следующий вопрос

5/10

Известно, что примерно 75 % массы картофелины составляет…

Картошка мало отличается от нас с вами и на 75–80 % состоит из воды. Остальное — ​крахмал (до 20 %), белки, клетчатка. Есть ещё всякие полезные мелочи, например витамины В6 и С. В кожуре много калия, поэтому картошку в мундире советские врачи советовали есть для профилактики сердечных заболеваний. Кстати, в отличие от витаминов, калий и другие нужные организму металлы не исчезают при термической обработке.

Ответить
Следующий вопрос

6/10

Теперь математика. Есть задачка, которую называют «парадоксом картофеля». Условия такие: «100 кг картофеля имеют 99 % воды по массе. Картофель высушивается до значения 98 % воды. Какова теперь масса картофеля?»

Казалось бы, если из 99 % воды испарился 1 %, значит, вместе с сухим веществом осталось 98 + 1 = 99 кг. Верно ведь? Нет! Если воды стало 98 кг, то её содержание вовсе не 98 %, а 98,9898989898 %, то есть почти 99 %. И правильный ответ противоречит интуитивному: должно остаться 50 кг. Изначально масса сухого вещества составляет 1 кг, и она не меняется. После высушивания этот килограмм должен обеспечивать 2 % массы. А от чего 1 кг составляет 2 %? Правильно, от 50 кг.

Парадокс на этом не заканчивается. Например, если в картофеле было 99,999999 % воды, то высушивание до 99,999998 % тоже потребует вдвое уменьшить общую массу.

Ответить
Следующий вопрос

7/10

Переходим к истории. С 1834 по 1844 год по России прокатились картофельные бунты, в которых участвовали сотни тысяч крестьян. Подавить массовые восстания удалось только с помощью армии. Что послужило их поводом?

Картофель начал внедрять в России Пётр I. Люди консервативны, и новый тип сельскохозяйственной культуры казался чем-то странным, опасным, даже дьявольским. К XIX веку многие смирились. Бунты спровоцировал не сам картофель, а напористость чиновников. Было предписано засевать картофелем общественные земли. Желание вроде бы благое: можно подстраховаться от голода при неурожае зерновых. Но всё было проделано с характерной чиновничьей директивностью: мнения крестьян не спрашивали, с их суевериями не считались, пригодность почвы не учитывали, семенным фондом не всегда обеспечивали. Крестьяне восстали, и усмирить их получилось только стрельбой и телесными наказаниями. Правда, власти сделали выводы. С тех пор картофелеводство внедрялось не приказами и инструкциями, а пропагандой и просвещением.

Ответить
Следующий вопрос

8/10

Картошка в России приживалась тяжело и медленно. А что долгое время было столь же популярно, как картошка сейчас?

Все перечисленные овощи, кроме репы, привезены из Нового Света — ​к ним «долгое время» неприменимо. А вот репа в Европе выращивалась ещё с Античности. И в самых древних русских летописях она упоминается. Репу ели массово и разнообразно, как сейчас картошку.

Ответить
Следующий вопрос

9/10

В песне Владимира Высоцкого есть строчка: «Небось картошку все мы уважаем, когда с сольцой её намять». Сама песня называется «Товарищи учёные». Как связаны наука и картошка в сюжете?

Эта песня Высоцкого — ​хороший пример социальной сатиры:

Товарищи учёные, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.

В Советском Союзе экономика была устроена своеобразно. Для сбора урожая техники и людей в колхозах не хватало, и туда директивно отправляли городских жителей. Предпочтение отдавалось тем, чья работа казалась не такой уж ответственной и срочной: «Садитесь вон в полуторки, валяйте к нам в Тамбовщину, // А гамма-излучение денёк повременит». Главным ресурсом были, конечно, студенты. Первый учебный месяц проходил в полях.

Ответить
Следующий вопрос

10/10

Устали? Давайте поиграем. Классическая игра — ​«Картошка». Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Кто не отбивает — ​садится на корточки в центр круга. В игре есть правило «картошка не растёт». Что оно означает?

Тот, кто не отбил мяч, садится в центр круга («котла»). Выйти из него можно, если перехватить пролетающий над тобой мяч. Но при этом вставать нельзя. Если кто-то нарушает правило, раздаётся возглас «Картошка не растёт!» и пойманный мяч не засчитывается.

Ответить
Результат

За каждый правильный ответ — один балл.

Пройти ещё раз
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Другие игры: