«Сквозь время и лед»

«Сквозь время и лед»

65 лет проводок, преодолений и достижений

У атомного ледокольного флота длинная и славная история, полная примеров мастерства, рекордов и подвигов во время проводок судов, исследовательских экспедиций и круизов. Мы выбрали ключевые моменты на этом ледовом пути.

1953

20 ноября совет Министров СССР принял постановление о разработке мощного арктического ледокола с атомной энергоустановкой. Как его назвать, сомнений не было: ​«Ленин». В течение года были расписаны сроки, этапы и исполнители работ.

1961

«Ленин» доставил зимовщиков и 510 т груза на дрейфующую станцию «Северный полюс — ​10» (СП‑10). Чтобы перевезти такой тоннаж авиацией, как делали до этого, потребовалось бы 500 рейсов.

1971

В июне «Ленин» завершил первый сверхранний высокоширотный сквозной рейс по трассе Севморпути — ​прошел с дизель-электрическим ледоколом «Владивосток» из Мурманска в Певек.

1977

Перед экипажем «Арктики» поставили задачу впервые в истории достичь Северного полюса в свободном плавании. Выйдя из Мурманска, судно за семь суток и восемь часов преодолело 2528 морских миль и 17 августа прибыло к месту назначения.

1983

В восточном секторе Арктики в ледовый капкан попало более 50 судов. Под угрозой оказалось также жизнеобеспечение поселков, ожидавших сезонного завоза. «Арктика» в качестве ледокола-лидера (в операции участвовали также дизельные ледоколы) высвободила пленников. Затонуло единственное судно — ​«Нина Сагайдак», весь экипаж был спасен.

1985

21 декабря поднят флаг ​на ледоколе «Россия».

1989

6 марта поднят флаг ​на ледоколе «Вайгач»,
30 декабря — ​на ледоколе «Советский Союз».

1992

Подъем государственного флага на атомном ледоколе «Ямал».

XXI

век

2008

По указу президента России «Атомфлот» вошел в «Росатом». Ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания.

2011

Весной ледокол «Вайгач» вывел 258 судов из Финского залива. Там сформировалась аномальная ледовая обстановка: намерзший за зиму лед не таял. Суда, пытаясь пройти, перемололи его в кашу и увязли. Атомоход работал без остановки 1,5 месяца.

2013

5 ноября заложена новая «Арктика» — ​головной универсальный атомный ледокол проекта 22220. Ледокол способен в одиночку проводить танкеры водоизмещением 100 тыс. т и преодолевать трехметровый лед. 9 декабря «Таймыр», проведя балкер «Юрий Аршеневский», открыл круглогодичную навигацию в порт Сабетта для доставки грузов проекта «Ямал СПГ».

2016

Ледокол «50 лет Победы» совершил сверхпоздний транзитный рейс по Севморпути. 21 декабря в Чукотском море в районе Берингова пролива он взял под проводку модулевоз AUDAX, сухогруз «Арктика‑1» и танкер «Штурман Овцын». Рейс продлился две недели.

2020

Поднят флаг на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика». 24 ноября в порту Сабетта он завершил первый рабочий рейс — ​проводку сухогруза «Сияние Севера». Заложены ледоколы проекта 22220 «Якутия» и «Чукотка», а также «Россия» — ​головной ледокол проекта 10510 «Лидер». Он сможет преодолевать льды толщиной 4,31 м.

2022

Введен в эксплуатацию универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Урал».

XX

век

1959

3 декабря —  дата подъема флага на «Ленине» — стала днем рождения атомного ледокольного флота. За 30 лет атомоход провел 3741 судно, преодолев 654,4 тыс. морских миль, что в три с лишним раза превосходит расстояние от Земли до Луны. В наши дни «Ленин» — ​самый посещаемый музей в Мурманской области.

1970

Министерство морского флота решило организовать первую продленную навигацию на трассе Мурманск — ​Дудинка — ​Мурманск. Сверхпоздний рейс «Ленина» начался 14 ноября и закончился 1 декабря.

1975

Введен в эксплуатацию второй атомный ледокол — ​«Арктика», построенный на Балтийском заводе в Ленинграде. Он положил начало серии судов одноименного класса.

1978

Атомоход «Сибирь» (принят в эксплуатацию в декабре 1977 года) осуществил проводку теплохода «Капитан Мышевский» в транзитном плавании по всей трассе Севморпути с запада на восток. В 1987-м экипаж «Сибири» снял со льдины экспедицию станции СП‑27 и обеспечил открытие новой — СП‑29.

1981

14 февраля поднят флаг на судне атомного технологического обслуживания (АТО) «Имандра».

1984

25 апреля поднят флаг ​на судне АТО «Лотта».

1988

6 апреля поднят флаг ​на ледоколе «Таймыр»,
31 декабря — на лихтеровозе «Севморпуть».

1990

Ледокол «Россия» впервые выполнил туристический рейс на Северный полюс. Пассажирам читали лекции, показывали документальные фильмы об Арктике. Позже в круизы выходили «Советский Союз» и «Ямал», а с 2007 года — ​«50 лет Победы».

1994

Перед детским рейсом на Северный полюс команда «Ямала» нарисовала на носу ледокола акулью улыбку. Разгорелся скандал, руководство велело все убрать, но до начала рейса оставались считаные часы — ​поехали как есть. «Зубастые» снимки разлетелись по всему миру, и рисунок решили оставить.

2010

14–26 августа ледоколы «Россия», «50 лет Победы» и «Таймыр» обеспечили транзитное плавание от Мурманска до Берингова пролива танкера «Балтика» с небывало большой на то время для Арктики грузоподъемностью 100 тыс. т. Так была подтверждена возможность прямой доставки углеводородов по Севморпути в Китай.

2012

В ноябре впервые в истории по Севморпути прошел газовоз — ​«Река Обь» со сжиженным природным газом. Проводку осуществляли ледоколы «50 лет Победы» и «Россия».

2014

Ледокол «50 лет Победы» доставил олимпийский огонь на Северный полюс. Рейс стал дважды рекордным: впервые судно достигло полюса полярной ночью и впервые длительность экспедиции составила всего 91 час.

2019

Состоялась первая научно-просветительская экспедиция «Ледокол знаний». С тех пор прошло уже пять таких рейсов, на полюсе побывали более 300 школьников. В 2024 году в экспедиции впервые участвовали молодые люди из 15 стран мира.

2021

В конце осени более 20 судов в акватории Севморпути попали в ледовый плен. К ним на помощь поспешил «Вайгач». Впервые атомный ледокол провел караван из восьми судов с разными техническими характеристиками через акваторию Севморпути с востока на запад в ноябре. Также в этом году ввели в эксплуатацию универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь».

2024

26 января заложили шестой по счету атомоход проекта 22220 — ​«Ленинград». Он отличается от предшественников: корпус будет красным с синей и белой полосами. На передней части — ​силуэты памятника Петру I, Петропавловской крепости и ростральной колонны. 6 ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду атомоход «Чукотка».

XX

век

1953

20 ноября совет Министров СССР принял постановление о разработке мощного арктического ледокола с атомной энергоустановкой. Как его назвать, сомнений не было: ​«Ленин». В течение года были расписаны сроки, этапы и исполнители работ.

1959

3 декабря —  дата подъема флага на «Ленине» — стала днем рождения атомного ледокольного флота. За 30 лет атомоход провел 3741 судно, преодолев 654,4 тыс. морских миль, что в три с лишним раза превосходит расстояние от Земли до Луны. В наши дни «Ленин» — ​самый посещаемый музей в Мурманской области.

1961

«Ленин» доставил зимовщиков и 510 т груза на дрейфующую станцию «Северный полюс — ​10» (СП‑10). Чтобы перевезти такой тоннаж авиацией, как делали до этого, потребовалось бы 500 рейсов.

1970

Министерство морского флота решило организовать первую продленную навигацию на трассе Мурманск — ​Дудинка — ​Мурманск. Сверхпоздний рейс «Ленина» начался 14 ноября и закончился 1 декабря.

1971

В июне «Ленин» завершил первый сверхранний высокоширотный сквозной рейс по трассе Севморпути — ​прошел с дизель-электрическим ледоколом «Владивосток» из Мурманска в Певек.

1975

Введен в эксплуатацию второй атомный ледокол — ​«Арктика», построенный на Балтийском заводе в Ленинграде. Он положил начало серии судов одноименного класса.

1977

Перед экипажем «Арктики» поставили задачу впервые в истории достичь Северного полюса в свободном плавании. Выйдя из Мурманска, судно за семь суток и восемь часов преодолело 2528 морских миль и 17 августа прибыло к месту назначения.

1978

Атомоход «Сибирь» (принят в эксплуатацию в декабре 1977 года) осуществил проводку теплохода «Капитан Мышевский» в транзитном плавании по всей трассе Севморпути с запада на восток. В 1987-м экипаж «Сибири» снял со льдины экспедицию станции СП‑27 и обеспечил открытие новой — СП‑29.

1981

14 февраля поднят флаг на судне атомного технологического обслуживания (АТО) «Имандра».

1983

В восточном секторе Арктики в ледовый капкан попало более 50 судов. Под угрозой оказалось также жизнеобеспечение поселков, ожидавших сезонного завоза. «Арктика» в качестве ледокола-лидера (в операции участвовали также дизельные ледоколы) высвободила пленников. Затонуло единственное судно — ​«Нина Сагайдак», весь экипаж был спасен.

1984

25 апреля поднят флаг ​на судне АТО «Лотта».

1985

21 декабря поднят флаг ​на ледоколе «Россия».

1988

6 апреля поднят флаг ​на ледоколе «Таймыр»,
31 декабря — на лихтеровозе «Севморпуть».

1989

6 марта поднят флаг ​на ледоколе «Вайгач»,
30 декабря — ​на ледоколе «Советский Союз».

1990

Ледокол «Россия» впервые выполнил туристический рейс на Северный полюс. Пассажирам читали лекции, показывали документальные фильмы об Арктике. Позже в круизы выходили «Советский Союз» и «Ямал», а с 2007 года — ​«50 лет Победы».

1992

Подъем государственного флага на атомном ледоколе «Ямал».

1994

Перед детским рейсом на Северный полюс команда «Ямала» нарисовала на носу ледокола акулью улыбку. Разгорелся скандал, руководство велело все убрать, но до начала рейса оставались считаные часы — ​поехали как есть. «Зубастые» снимки разлетелись по всему миру, и рисунок решили оставить.

XXI

век

2008

По указу президента России «Атомфлот» вошел в «Росатом». Ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания.

2010

14–26 августа ледоколы «Россия», «50 лет Победы» и «Таймыр» обеспечили транзитное плавание от Мурманска до Берингова пролива танкера «Балтика» с небывало большой на то время для Арктики грузоподъемностью 100 тыс. т. Так была подтверждена возможность прямой доставки углеводородов по Севморпути в Китай.

2011

Весной ледокол «Вайгач» вывел 258 судов из Финского залива. Там сформировалась аномальная ледовая обстановка: намерзший за зиму лед не таял. Суда, пытаясь пройти, перемололи его в кашу и увязли. Атомоход работал без остановки 1,5 месяца.

2012

В ноябре впервые в истории по Севморпути прошел газовоз — ​«Река Обь» со сжиженным природным газом. Проводку осуществляли ледоколы «50 лет Победы» и «Россия».

2013

5 ноября заложена новая «Арктика» — ​головной универсальный атомный ледокол проекта 22220. Ледокол способен в одиночку проводить танкеры водоизмещением 100 тыс. т и преодолевать трехметровый лед. 9 декабря «Таймыр», проведя балкер «Юрий Аршеневский», открыл круглогодичную навигацию в порт Сабетта для доставки грузов проекта «Ямал СПГ».

2014

Ледокол «50 лет Победы» доставил олимпийский огонь на Северный полюс. Рейс стал дважды рекордным: впервые судно достигло полюса полярной ночью и впервые длительность экспедиции составила всего 91 час.

2016

Ледокол «50 лет Победы» совершил сверхпоздний транзитный рейс по Севморпути. 21 декабря в Чукотском море в районе Берингова пролива он взял под проводку модулевоз AUDAX, сухогруз «Арктика‑1» и танкер «Штурман Овцын». Рейс продлился две недели.

2019

Состоялась первая научно-просветительская экспедиция «Ледокол знаний». С тех пор прошло уже пять таких рейсов, на полюсе побывали более 300 школьников. В 2024 году в экспедиции впервые участвовали молодые люди из 15 стран мира.

2020

Поднят флаг на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика». 24 ноября в порту Сабетта он завершил первый рабочий рейс — ​проводку сухогруза «Сияние Севера». Заложены ледоколы проекта 22220 «Якутия» и «Чукотка», а также «Россия» — ​головной ледокол проекта 10510 «Лидер». Он сможет преодолевать льды толщиной 4,31 м.

2021

В конце осени более 20 судов в акватории Севморпути попали в ледовый плен. К ним на помощь поспешил «Вайгач». Впервые атомный ледокол провел караван из восьми судов с разными техническими характеристиками через акваторию Севморпути с востока на запад в ноябре. Также в этом году ввели в эксплуатацию универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Сибирь».

2022

Введен в эксплуатацию универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Урал».

2024

26 января заложили шестой по счету атомоход проекта 22220 — ​«Ленинград». Он отличается от предшественников: корпус будет красным с синей и белой полосами. На передней части — ​силуэты памятника Петру I, Петропавловской крепости и ростральной колонны. 6 ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду атомоход «Чукотка».