«Арктика сейчас на подъеме»

«Арктика сейчас на подъеме»

Вячеслав Рукша — о востребованности флота, строительстве судов и развитии Севморпути

Историю атомного ледокольного флота невозможно представить без Вячеслава Рукши. Они вместе почти полвека, за эти годы мастер-электрик «Арктики» стал заместителем гендиректора «Росатома» — ​главой Арктической дирекции. Мы попросили его рассказать о значении атомфлота для госкорпорации и страны и о задачах, которые перед ним стоят.

16 лет с «Росатомом»

— Какие изменения в атомном ледокольном флоте вы считаете самыми важными?

— Одно из самых жизнеутверждающих в новейшей истории случилось в 2008 году, когда «Атомфлот» стал частью «Росатома». Но вместе с уникальным флотом госкорпорация получила множество проблем — ​это и более чем полумиллиардный долг предприятия, и сокращение спроса на услуги наших ледоколов. В то время глава «Росатома» Сергей Кириенко поставил передо мной три задачи: преодолеть кризис, обеспечить стабильную работу ледокольного флота, включая продление ресурса реакторных установок советских ледоколов, и приступить к строительству ледоколов новой серии.

Около двух лет ушло на стабилизацию работы предприятия. Нам удалось оптимизировать расходы и увеличить доход за счет роста транзитных перевозок. Уже в 2012 году мы перешли к строительству ледоколов новой серии и заказали головное судно на Балтийском заводе. Помню, мне пришлось настаивать на том, чтобы ледоколы были двухосадочными и могли работать на морских участках, где требуется осадка 10,5 м, и в устьях сибирских рек, например возле Дудинки, — ​что удалось воплотить в проекте 22220. К тому же я выступил за масштабную автоматизацию, разработку оптимизационных инженерных решений и максимальный уход от разного рода вспомогательных механизмов. Это позволило, не снижая безопасности, сократить численность экипажа атомного ледокола с 78 человек, изначально заложенных проектом, до 54.

— Технологии меняются. А меняются ли люди, работающие на атомном ледокольном флоте, их отношение друг к другу, делу, морю?

— Да, технологии меняются, но задачи и интересы людей, связавших жизнь с Арктикой и ледокольным флотом, нет. У нас минимальный процент текучести кадров. Для судоходной компании, работающей на активно развивающемся рынке арктических морских перевозок, это достойный показатель. Тенденция последних лет — ​специалисты больше доверяют госпредприятиям, а для сотрудников «Атомфлота» важны и высокий статус «Росатома», и внушительный соцпакет. Сегодня порядка 30 % работников предприятия — ​младше 35 лет.

От «Базы‑92» до Арктической дирекции

— Каким было отношение к «Атомфлоту» у жителей Мурманска, региона в целом, клиентов? Изменилось ли оно?

— Когда в твоем родном городе находится штаб и база единственного в мире атомного ледокольного флота, ты вправе испытывать гордость. Не случайно одна из основных достопримечательностей региона, ради которой туристы приезжают сюда, — ​наравне с северным сиянием и удивительной природой — ​это атомный ледокол-музей «Ленин». На его борту работает Арктический выставочный центр и информационный центр по атомной энергии.

Напомню, что ледокол «Ленин» введен в эксплуатацию 3 декабря 1959 года — ​и с этой даты ведет свое летоисчисление история атомного ледокольного флота. В 1960 году на месте будущего предприятия в Мурманске была построена небольшая плавмастерская для обслуживания «Ленина». Строились другие ледоколы, база расширялась, и долгое время предприятие называлось «База‑92» — ​по номеру урана в периодической системе элементов.

Было время, когда ледоколы простаивали и не были нужны для проводки судов. Тогда мы переориентировались и даже стали возить туристов на Северный полюс. Сегодня ледокольные мощности используются на все 100 %. Мы строим новые ледоколы, потому что спрос у контрагентов и партнеров на ледокольные услуги в акватории Севморпути растет и мы всегда должны быть готовы удовлетворить его в полном объеме.

— Какое место у «Атомфлота» в структуре «Росатома» и каким, по-вашему, оно должно быть в будущем — ​ближайшем и отдаленном?

— В Арктической дирекции несколько важных предприятий занимаются развитием Северного морского пути. Я считаю, это дает более эффективный результат, чем если бы они были обособлены. Помимо «Атомфлота», это Гидрографическое предприятие и ГлавСевморпуть, обеспечивающие решение государственных задач, а также «Чукотатомэнерго» и «Русатом Арктик», которые отвечают за развитие бизнес-проектов в Арктике. Без них невозможно решение одной из приоритетных задач «Росатома» — ​развитие грузоперевозок в акватории Севморпути.

Сегодня мы видим, что Севморпуть становится международным маршрутом. Мы демонстрируем всему миру, что это стабильно работающая, пусть и в сложных ледовых условиях, судоходная трасса. Я всегда говорил, что арктический маршрут — ​это русский путь в Индию, и, если мы хотим иметь прочные позиции в Тихом океане и Азии, России без развития такого маршрута будет сложно реализовывать важнейшие экономические и политические задачи.

Ледокольный флот растет

— Как бы вы обозначили место «Атомфлота» в жизни страны в прошлом и сейчас? Каким вы видите его место в будущем?

— У меня есть любимый вопрос, который я сам себе задаю и сам на него отвечаю: «Зачем в Советском Союзе люди «сошли с ума» и построили такой мощный атомный ледокольный флот?» Мало кто помнит, что в 1950-е Германия, Соединенные Штаты и Япония тоже строили суда с атомными установками. И наиболее удачным гражданским судном, оснащенным реактором, оказался «Ленин». А когда потребовалась транспортировка грузов от порта Дудинка через двухметровые льды, появились ледоколы типа «Арктика». Затем, с приходом мелкосидящих «Таймыра» и «Вайгача», была налажена регулярная навигация с четким рейсооборотом и экономикой.

Арктический ледокольный флот разрастается: в 2020–2022 годах введены в эксплуатацию три универсальных атомных ледокола серии 22220 (в 2024-м введен в эксплуатацию еще один — «СР»), на Балтийском заводе строятся еще два ледокола этого проекта, идут подготовительные работы к закладке четвертого, а на дальневосточной верфи «Звезда» строится супермощный ледокол типа «Лидер». На подходе решение о запуске строительства четырех неатомных ледоколов. Всего, по текущим оценкам, к 2030 году в акватории Севморпути будут работать 17 ледоколов: 12 атомных и пять на органическом топливе.

— Какие задачи решает «Атомфлот» сейчас и будет решать в ближайшее время?

— Главная задача — ​обеспечивать безопасность судоходства в акватории Северного морского пути, без чего невозможны ни перевозка грузов в принципе, ни тем более рост грузопотока. Атомный ледокольный флот успешно справляется с этой задачей, с 2019 года — ​в кооперации с другими предприятиями дирекции. С 2009 года объем грузопотока в акватории Севморпути постоянно увеличивается. В 2016 году был превышен рекорд 1987 года — ​7,2 млн т против 6,6 млн. В 2023 году установлен новый исторический рекорд грузоперевозок — ​почти 36,3 млн т (в 2024-м объем грузоперевозок составил 37,9 млн т — «СР»).

«Атомфлот» — ​ключевой партнер большинства инфраструктурных проектов в акватории Севморпути. Системную и взаимовыгодную деятельность в Арктике обеспечивает политика долгосрочных взаимоотношений с партнерами. Львиная доля действующих контрактов заключена на срок не менее 20 лет с возможностью продления.

Запланирована масштабная модернизация береговой инфраструктуры: установка плавучего дока для новых ледоколов, реконструкция причальных мощностей и кранового хозяйства для швартовки и обслуживания большего числа судов, а также строительство комплекса для перезарядки судов с ядерной энергетической установкой. Программа модернизации состоит из нескольких этапов, основной объем работ должен быть завершен к 2030 году.

Профессиональный подход

— Назовите основные достижения 2024 года.

— В начале года состоялась закладка пятого серийного универсального атомного ледокола «Ленинград», в которой участвовал президент России Владимир Путин. Его присутствие свидетельствует о важности развития атомного ледокольного флота и Арктики в целом.

Спустили на воду четвертый ледокол проекта 22220 «Чукотка». «Атомфлот» принял в эксплуатацию «Якутию» — ​третий серийный ледокол этого проекта.

Отмечу еще одно важное для всего арктического судоходства достижение: осенью экипаж универсального атомного ледокола «Урал» обеспечил проводку протяженностью 150 морских миль каравана из двух судов — ​балкера Smoke и контейнеровоза Newnew Star вместимостью 3 534 TEU. Контейнеровоз таких размеров — ​длиной 231 м и шириной 32 м — ​впервые прошел в акватории Северного морского пути. Это событие наглядно продемонстрировало судовладельцам всего мира возможности нашего маршрута. Надеюсь, что в следующем году мы увидим больше таких судов на Севморпути.

Также не могу оставить без внимания экспедицию «Ледокол знаний». Мне приятно, что с 2019 года наш ледокол «50 лет Победы» открывает детям Арктику. В этом году проект стал международным и, на мой взгляд, в юбилейный для атомной отрасли 2025 год должен сохранить этот статус. Нам важно показывать молодежи из дружественных стран возможности атомного ледокольного флота и красоту Арктики.

Вячеслав Рукша окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адмирала Макарова в 1976 году и поступил в Мурманское морское пароходство. За 22 года прошел путь от мастера-электрика атомного ледокола «Арктика» до гендиректора предприятия. Позже занимал должности первого заместителя министра транспорта РФ, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, советника президента «Российских железных дорог». В 2008 году возглавил «Атомфлот», в июле 2018‑го стал директором Арктической дирекции, заместителем гендиректора «Росатома». Почетный гражданин Мурманска.