Можно ли зарядить гаджет от тепла руки
Выпускник МФТИ Дмитрий Побединский умеет объяснять законы физики на пальцах, что и делает в своем видеоблоге. Должна ли наука быть увлекательной для детей, как быстро можно подготовиться к ЕГЭ и зачем государству физматшколы, он рассказал в интервью «СР».
Текст: Ирина Проровская / Фото: из личного архива
ДОСЬЕ
Дмитрий Побединский — выпускник факультета аэрофизики и космических исследований МФТИ. Ведущий YouTube-канала «Физика от Побединского», автор книги «Чердак. Только физика, только хардкор!», вошедшей в лонг-лист премии «Просветитель» 2017 года. Читает лекции о космосе на проекте Level One, ведет видеоуроки в школе InternetUrok.ru.
— Среди ученых много противников популяризации науки — они считают это пустой тратой времени, а скрещение науки с шоу — чуть ли не оскорблением. Почему вы решили сделать канал о физике для широкого зрителя?
— Я стал заниматься репетиторством, когда еще был студентом. Преподавал в том числе на курсах подготовки к ЕГЭ по физике. Ученики постоянно задавали вопросы: что такое черная дыра, как убивает электрический ток, что такое полярное сияние и т. д. Или поинтереснее: можно ли зарядить гаджет от тепла руки или что ощущает человек в космосе без скафандра. И я подумал: почему бы не отвечать сразу всем? Критерий один — это должно быть интересно самым разным людям.
— А гаджет можно зарядить от тепла руки?
— Существуют термоэлектрические генераторы, которые преобразуют тепловую энергию в электрическую. Они используют эффект Зеебека — разность температуры приводит к возникновению напряжения в проводнике. Можно сделать генератор, которому будет достаточно разницы температуры всего в 1 °C, чтобы вырабатывать электричество. Его будет немного, но хватит, чтобы запитать, например, умные часы. Телефону требуется больше энергии, но теоретически, если обклеиться такими преобразователями, получится. Я снял на эту тему выпуск.
— Нужна ли физика бухгалтеру или менеджеру?
— Базовые вещи нужны всем. Многие совсем не дружат с техникой. Если бы они хоть немного разбирались в физике, то понимали, почему, скажем, нельзя включать пустую микроволновку или в грозу оставлять приборы подсоединенными к сети. В принципе, это все можно просто запомнить, но совсем другое дело — понимать, откуда ноги растут.
— Что физика — это сложно, признают даже физики. Но почему многие школьники считают, что это еще и скучно?
— Если с самого начала преподносить физику неправильно, почти сразу, классе в седьмом, мозг начинает ее отторгать. Это как снежный ком: сначала ребенок не понимает, потом перестает принимать, потом уже категорически не воспринимает. Я на курсах ставил себе задачу внедрить идею, что физика хоть и сложная, но очень интересная и крутая штука, что в ней множество удивительных вещей. Это хорошая основа, на которую можно наслаивать правила, формулы, законы, способы решения задач и т. д. Человек в таком случае найдет, где взять дополнительную информацию, начнет с «Википедии» хотя бы.
— Но может ею ограничиться, к сожалению.
— Все зависит от бэкграунда. Если вы видели шаровую молнию, вряд ли ограничитесь «Википедией» — вы под впечатлением пол-интернета перероете.
— Можно ли быстро подготовиться к ЕГЭ, будучи полным нулем в физике?
— Обычно с такими запросами приходят примерно за год до экзамена. Увы, этого мало. Я предупреждаю, что за год можно прибавить к своему уровню примерно 10 баллов. Кстати, приходили ребята, у которых в принципе не было в школе физики — только некий объединенный урок физики, химии и биологии. У меня была такая ученица, и она в итоге поступила в «Бауманку».
— Почему же вы оставили репетиторство?
— Работа преподавателя неблагодарная. Есть очень способные ребята, но много и таких, которым чуть более интересно, чем наплевать.
— Физико-математические школы нужны? Герман Греф как-то назвал их пережитком прошлого, высказался в пользу школ с комплексной подготовкой и против того, чтобы растить только математиков, юристов или экономистов.
— Конечно, нужны. У нас проблема не в том, что много физиков или математиков, их не может быть много. Не уделяется внимание фундаментальной науке, нет длительного перспективного развития наукоемких производств. На это печально смотреть. Да, такие вещи не дают плюса за 5–10 лет, но за десятки лет приносят плоды. В США в Кремниевую долину начали инвестировать в середине прошлого века, и теперь там чуть ли не все деньги мира. У нас более или менее благополучно пока только с атомной промышленностью — и, думаю, не будет проблем в ближайшие десятилетия. Потому что была и продолжается интегральная подготовка кадров разной направленности, в том числе узкой.
— Сейчас для любознательных школьников и их родителей есть множество активностей, в том числе естественно-научного направления. Помогает ли это заинтересовать ребенка физикой?
— Да, есть кружки, мастер-классы, шоу, лагеря — что угодно. Это отличная возможность учиться и общаться с детьми с похожими интересами. Однако не все так просто. Есть такая книга — «Фрикономика», авторы (профессор Чикагского университета Стивен Левитт и журналист Стивен Дабнер. — «СР») исследуют те области экономики, за которые никто раньше не брался, — например репетиторство. Они задались вопросом, зависит ли уровень развития ребенка от того, сколько кружков и секций он посещает. Оказывается, нет. Есть связь с уровнем развития родителей. Просто записать ребенка в 10 кружков не поможет. Полезнее проводить с ним больше времени и делать это качественно: читать, ходить в музеи, ставить дома опыты, смотреть те же видео в интернете.
— Что вы сами смотрите, на какие каналы подписаны?
— На SmarterEveryDay, Numberphile, MinutePhysics, Vsauce Майкла Стивенса, Veritasium с Дереком Мюллером. Из россиян смотрю Эмиля Ахмедова, очень люблю проект «Постнаука», где масса интересного и полезного, не только физика.
- «Вояджер‑1», самый дальний из созданных человеком объект в космосе, находится от нас на расстоянии 145 астрономических единиц. 1 астрономическая единица — это 150 000 000 км, за какое время радиосигнал с Земли достигает «Вояджера‑1»?
- В организме взрослого человека содержится примерно 140 г калия. При этом 0,0117% — радиоактивный калий‑40. Если активность 1 г калия‑40 — 265 200 распадов в секунду, то сколько распадов происходит в теле человека каждую секунду?
- Во сколько раз слабее человек на МКС притягивается к Земле, чем на поверхности планеты? Высоту орбиты МКС считать равной 400 км, радиус Земли — 6400 км.
Ответы — в следующем номере и на www.strana-rosatom.ru