Руки и лапы дружбы: в Коврове детей и взрослых учат быть добрее

Как вести себя при встрече с человеком в темных очках с белой тростью в компании собаки? Кто может получить четвероногого поводыря и почему этим питомцам не нужны намордники? Ответы на эти вопросы теперь знают многие жители Коврова. Весной представители филиала Всероссийского общества слепых (ВОС) зарегистрировали в городе клуб владельцев собак­проводников «Компас» и начали проводить уроки доброты.

Можно и без намордника

«Мы приходим в школы Коврова и ближайших населенных пунктов, в общественные и государственные организации. Показываем, как много умеют наши питомцы. Учим детей и взрослых быть толерантными к инвалидам, — ​рассказывает руководитель клуба Ольга Павленко. — ​Если на улице навстречу вам идет человек с тростью и собакой, ему надо уступить дорогу. Собака специально ведет его по более безопасной стороне — ​дальше от проезжей части, лавок, остановок. Если встретите инвалида возле остановки, подскажите ему, какой автобус или троллейбус сейчас приехал, — ​он будет благодарен».

В конце занятий представители «Компаса» рассказывают о правах слепых людей. По закону с четвероногим проводником можно ездить на общественном транспорте, ходить в музеи, библиотеки, посещать концерты. Собаку обязаны пустить в магазин или кафе. С ней нельзя находиться только в больнице, а в поликлинике еще как можно. Поводырь не носит намордник, потому что постоянно страхует владельца — ​поднимает оброненную трость, кошелек или сумку.

Благодаря специальной шлейке с жесткой дугой хозяин чувствует каждое движение собаки
Альфа, пойдем в «Пятерочку»!

В «Компасе» восемь участников — ​четверо двуногих и столько же четвероногих. По закону собака-­поводырь положена слепым только с I группой инвалидности.

Самый опытный член клуба — ​Александр Махов. Много лет он работал кинологом, натаскивал служебных собак для МВД. Зрение потерял в 2007 году после черепно­-мозговой травмы. И сразу встал в очередь на собаку-­поводыря. Первого проводника, овчарку Гринду, которая была рядом семь лет, вспоминает с большой нежностью. После ее смерти завел лабрадора: ​вот уже восемь лет Альфа — его главная помощница.

«Как хозяин поводыря, я склонен видеть в своей собаке человеческие черты, хотя кинолог во мне над этим посмеивается и говорит, что это не более чем подражательный рефлекс, — ​рассказывает Александр Махов. — ​С Альфой мы общаемся 24 часа в сутки, это не может не накладывать отпечаток на ее поведение, привычки, характер. Она соображает в разы лучше, чем обычная, даже самая умная собака. У нас тесная эмоциональная связь, особенно после смерти моей жены. Я веду с Альфой задушевные беседы. Когда мне одиноко, она всегда подойдет, приласкается, поскулит сочувственно».

Собакам Альфа предпочитает общество людей. При этом не терпит, когда тискают без спроса, любит, когда просят дать лапу, выполнить трюк или команду. Поэтому на занятиях, которые проводят члены клуба, собака Александра Махова чувствует себя как дома. Если человеческая компания особенно доброжелательна, в конце занятий Альфа ложится на спину и подставляет новым друзьям брюшко для поглаживаний. Хозяина она чаще всего водит в гости к маме, в поликлинику, в два любимых продуктовых магазина и к ближайшим остановкам.

«Я говорю: «Альфа, к маме! Альфа, в «Пятерочку». Все — ​можно расслабиться и довериться собаке, — ​добавляет Александр Махов. — ​Любой новый маршрут она запоминает, пройдя по нему туда и обратно. Но для этого нам нужен зрячий человек, провожатый. А все препятствия, которые могут стать для меня проблемой, она зафиксирует сама».

Мечта с хвостом

Идейный вдохновитель и руководитель клуба Ольга Павленко первую собаку-­поводыря получила совсем недавно — ​в начале года. Лабрадора Сонни хозяйка любовно называет Сонечкой или Сонькой. Ольга Павленко начала терять зрение чуть больше 10 лет назад из-за диабета, в прошлом году ее признали инвалидом I группы. Сейчас она может лишь отличить день от ночи и при дневном освещении видит очертания предметов.

«Пока я хотя бы немного видела, была максимально активной, — ​вспоминает Ольга Павленко. — ​А когда совсем ослепла, стала бояться лишний раз выходить из дома, особенно вечерами. Я постоянно спотыкалась о бордюры, неровности на тротуарах. Собака была моей заветной мечтой».

Получить поводыря оказалось совсем не сложно. Врачебная комиссия постановила, что Ольга Павленко имеет право на такого питомца, и наша героиня сразу написала заявление в региональное отделение Социального фонда России. Там попросили заполнить анкету: указать свой возраст, рост, вес, уровень физической активности, условия проживания, а также предпочтения по полу, темпераменту, окрасу и породе собаки. Через три месяца Ольгу Павленко пригласили в подмосковную Балашиху, где находится единственная в России школа подготовки собак­-проводников. Двух недель обычно хватает, чтобы человек и собака успели стать друзьями, одной командой. Все расходы на проезд, питание и проживание в школе берет на себя государство.

«Когда я впервые встретилась с Сонечкой, так расплакалась, что даже напугала инструктора, — ​вспоминает Ольга Павленко. — ​Я чувствовала себя, наверное, такой же счастливой, как Малыш из книжки Астрид Линдгрен, когда ему подарили долгожданного Бимбо. Сонька была такой, как я и представляла. Спокойная, скромная, добрая, сразу разрешила себя обнять. Потихоньку мы учились вместе работать. Сначала инструктор не отпускала нас вдвоем на прогулки, шла сзади, страховала. Через два дня Сонни перестала на нее оглядываться, начала смотреть только на меня. Признала за хозяйку! Научилась ходить в моем темпе. Мы стали единым организмом».

Чуткая и сообразительная Альфа запоминает новый маршрут с первого раза
Питомец со сверхспособностями

Поводырями становятся преимущественно лабрадоры, золотистые ретриверы, немецкие и восточно-европейские овчарки. Они эмпатичные и быстро учатся. Отбор начинается в два месяца: кинологи смотрят, как щенки играют, как быстро отзываются на клички, не агрессивны ли. Подходят самые сообразительные, любопытные и покладистые. В восемь месяцев проводят повторное тестирование — ​на внимание и выдержку. При выполнении заданий животные не должны реагировать на внешние раздражители: птиц, кошек, других собак, людей. Если у щенков замечают повышенную возбудимость, в следующий этап они не проходят.

Заключительная часть — ​общий курс дрессировки. На нем, помимо стандартных команд, будущих поводырей учат всячески заботиться о человеке и водить его по маршрутам, соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. Четвероногие проводники не боятся громких звуков и общественного транспорта.

«Навыки поводыря гораздо шире простого знания команд «сидеть!», «лежать!», «ко мне!», и «место!», — ​объясняет Ольга Павленко. — ​Он может посадить хозяина в автобус, проследит, чтобы тот удобно сел, подскажет, на какой остановке выходить. Даже отнесет кондуктору деньги за билет. Собака не действует как машина, она приучена размышлять. Как-то после ливня на дорожке образовалась огромная лужа, Соня поняла, что я там не пройду. Взяла паузу, подумала и повела меня в обход. Она следит, чтобы я не наступала даже на закрытые канализационные люки. Примечает ступеньки, ямы, бордюры, узкие проходы. Встает перед ними как вкопанная, преграждает мне путь. У нее жесткая шлейка с ручкой, я хорошо чувствую каждое ее движение. Если она остановилась, ​мне надо тростью изучить препятствие. Как разберусь, в чем дело, даю собаке команду «вперед!», и мы идем дальше».

После двух недель знакомства Ольга увезла Сонни в Ковров. Жить не в вольере, а в частном доме с большим огородом собаке понравилось. Она облюбовала место на коврике в коридоре, стащила и порвала все кухонные полотенца, подружилась с соседскими кошками и собаками. «Адаптироваться в человеческом жилье ей помог телевизор, она с огромным интересом смотрела передачи про животных, — ​смеется хозяйка. — ​Однажды увидела, как волк охотится за козой, и потеряла покой: скулила, рычала, бурчала. Телевизоры ее до сих пор манят. По утрам она меня будит, тормошит, стягивает одеяло, тыкается носом в ладони. Хватает за полы халата и тащит во двор погулять. Такой у нас ритуал».

Хоть незрячий человек и зависит от собаки, вопрос «Кто в доме хозяин?» не стоит. Поводырей приучают к жесткой субординации. Когда они ведут своего владельца, они на работе. Как только надели шлейку — ​это сигнал для животного, что оно при исполнении. «На первых порах за хорошую службу я угощала Сонечку крекерами, — ​говорит Ольга Павленко. — ​Теперь она служит за ласковое слово, оно для нее слаще любого лакомства. Млеет, когда я глажу ее по голове и приговариваю: «Сонька, умница ты моя». Такая вот бескорыстная».

Любители путешествий: Ольга Павленко и Сонни возле павильона «Космос» на ВДНХ
Помощник массажиста, друг психиатра

За несколько месяцев существования клуб владельцев собак-­проводников «Компас» уже поучаствовал в ряде мероприятий ВОС. Вера Адоевская с красавцем лабрадором Зевсом выступила на конкурсе «Мы с хозяином вдвоем». За четыре года, что они вместе, оба привыкли к публичным выступлениям. Их часто приглашают на разные мероприятия для инвалидов в Коврове и за его пределами. «В поездках собака ведет себя в основном спокойно, но случаются и приключения, — ​говорит хозяйка Зевса. — ​Как-то в поезде я уснула, и Зевс решил, что у него личное время, пошел гулять по вагону. Забрел в соседнее купе, своим кряхтением разбудил какого-то мужчину, тот испугался спросонья. Ему показалось, что собака материализовалась из воздуха. Потом весь вагон хохотал над этим происшествием. Мужчина недоумевал, как он мог испугаться такую нестрашную собаку».

Вера Адоевская в 2016 году получила травму, ей удалили один глаз, на втором зрение почти пропало. Вскоре после присвоения I группы инвалидности она стала хозяйкой Зевса. До полугода он жил в другой семье, но у одного из домочадцев началась аллергия на собачью шерсть, и щенка пристроили в школу поводырей. Он очень переживал, тосковал. Учиться надо было экстерном, поэтому Зевс не такой вышколенный, как другие проводники. «Я работаю массажистом в поликлинике, и он всегда водит меня на работу, — ​рассказывает Вера Адоевская. — ​Пока я занята, терпеливо ждет в отдельном кабинете. Ведет себя тихо, радуется, когда к нему заходит наш психиатр или инструктор по лечебной физкультуре, чтобы поболтать. Мои коллеги души в нем не чают, в шутку зовут хвостатым медработником».


200 тыс. ₽

уходит на подготовку одной собаки-поводыря, хозяину она достается бесплатно

40 тыс. ₽

получает хозяин собаки-поводыря раз в год на корм и ветеринарные услуги


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: