Под музыку ВВЭР: как придумали «Атомную симфонию»

Шоу «Атомная симфония» в музее «Атом» на ВДНХ — самая зрелищная часть экскурсии и любимая фотозона посетителей. Поющий реактор неизменно приводит в восторг детей и взрослых. Идею придумали в «Росатоме», музыку помог написать искусственный интеллект.
Светомузыкальное шоу проходит на первом этаже, где расположена экспозиция «Современная атомная промышленность». Уменьшенная в три раза копия водо-водяного реактора ВВЭР‑1200 на глазах зрителей оживает на пять минут каждые полчаса.
«Это вау-объект, один из главных в экспозиции, — рассказывает гендиректор музея «Атом» Елена Мироненко. — Он притягивает огромное внимание, потому что масштабный, яркий и певучий. Как-то посетитель признался, что приходил к нам больше 30 раз ради поющего реактора».
Идея принадлежала советнику гендиректора «Росатома» по информационным проектам Андрею Черемисинову. Над ней он работал в последний год своей жизни. «Работа реактора — это мощная симфония множества элементов. Мы метафорично показываем это с помощью музыки и света», — сообщил Андрей Черемисинов гостям церемонии открытия «Атома».
Специально для инсталляции написана «Атомная симфония». В первой части инструменты как бы знакомятся, прислушиваются друг к другу, вначале звучат разрозненно, но постепенно сливаются. Во второй части оркестр — единый организм. Звук становится объемным, мощным, энергичным. В это время зрители слушают комментарии электронного диктора, который говорит голосом Советник центра коммуникаций «Росатома», главного редактора корпоративного ТВ «Страна Росатом» Михаила Полунина, и рассматривают, как устроена активная зона реактора, как работают парогенераторы. Третья часть очень лиричная, в ней угадываются звуки природы, пение птиц.
«Первая часть символизирует пуск реактора, вторая — работу в полную силу, третья — получение чистой энергии, которая питает города, наполняет их жизнью, — поясняет гид музея «Атом» Анна Крестиченко. — Концепцию «Атомной симфонии» придумал тоже Андрей Черемисинов. Он хотел, чтобы симфония стала самой яркой точкой повествования, так оно и получилось. Музыка великолепная, духоподъемная. Лирика и физика слились в одно целое. Работа ученых предстает не в виде сухих расчетов и бездушных железяк, а полетом фантазии и творчеством».
Автор пятиминутной симфонии — московский композитор, музыкант-электронщик Дмитрий Вихорнов. «Музыку для реактора он написал с помощью искусственного интеллекта, — рассказывает Елена Мироненко. — Звука живых инструментов в симфонии нет, это полностью электронная версия — символ развития технологий и атомной энергетики как двигателя технологий. Ведь мы — музей будущего».
Анна Крестиченко за смену проводит несколько экскурсий, но шоу ей не наскучило. «Я работаю в музее со дня открытия. И всегда люди здесь зависают, чтобы снять рилсы и сторисы, это самая популярная фотозона, — отмечает она. — Когда я в первый раз увидела поющий реактор, поразилась, какой он грандиозный. Большая экспозиционная зона, живая сцена, а на ней происходит волшебство. Это так красиво и ярко! Как энергия самой жизни. В мире много светомузыкальных шоу, но они в основном развлекательные, а наше еще и просветительское».
В «Атоме» музыка вообще звучит часто. В 2024 году музей провел около 600 мероприятий с музыкальным сопровождением, в этом — подписал соглашение о сотрудничестве с Российской академией музыки им. Гнесиных.
«Многие ученые увлекаются разными видами искусства, в том числе музыкой. Мне кажется, синергия науки и искусства даст неожиданный, но прекрасный результат, — говорит Елена Мироненко. — Наше музейное пространство станет базой для практики студентов Академии Гнесиных. Посетители будут знакомиться с историей отрасли и наслаждаться музыкальными шедеврами прошлого и современной музыкой, диджеингом, станут свидетелями взаимодействия двух сил — музыки и физики».