«Голову бережем, ей думать нужно»

Все свои отпуска старший научный сотрудник ВНИИНМ Павел Демьянов, обладатель черного пояса по карате, проводит в Японии. Тренируется, практикуется в разговорном японском, навещает сенсеев, а потом возвращается в Москву, к научной работе. Говорит, что карате изменило его мировоззрение и научило радоваться простым вещам.

Текст: Светлана Зайцева / Фото: из личного архива Павла Демьянова

Карате годзю-рю, которым занимается 34-летний Павел Демьянов, в переводе означает «школа жесткости и мягкости». Стиль зародился на острове Окинава. «На протяжении веков мастера боевых искусств придумывали боевые приемы. Эти приемы связались в последовательные движения защиты и контратаки, которые называются ката. Так появился стиль годзю-рю», — рассказывает Павел Демьянов.
Павел Демьянов начал заниматься карате в 2008 году у российского мастера Леонида Щепкина, который вскоре представил его японским учителям. От них в 2011 году Павел получил черный пояс. «Многие думают, что это символ достижения вершины мастерства, на самом деле — начального уровня, когда переходишь от заучивания последовательностей движения к их осмыслению», — поясняет Павел Демьянов. Мастерство в карате ранжируется по 10 данам, дан присваивается на экзамене. У нашего героя четвертый, этот примерно мастер спорта международного класса. После пятого дана оценивается уже не мастерство боя, а способность учить других. 10-й присваивается в преклонном возрасте, если мастер постиг искусство боя в совершенстве, стал эталоном для всех.


Кстати

По правилам этикета каратистов ученик не может спросить у учителя, когда тот примет экзамен на следующий дан — позовет всех старших учителей школы, чтобы они оценили технику. «Учитель предложит мне сдать экзамен, когда сочтет нужным. Пока не предлагает, — разводит руками Павел Демьянов. — Это значит, что я еще не готов. Лучше спрошу, над чем еще поработать. На этот вопрос он всегда отвечает обстоятельно».


Боевые ученые

У Павла Демьянова есть все шансы получить следующий дан, потому что не только тренируется сам, но и вот уже семь лет руководит школой карате в Москве. У него 25 учеников, половина — сотрудники ВНИИНМ, заглянули на тренировку к коллеге да так и остались.
Собираются трижды в неделю. «Что делать, если меня, например, хотят ударить по голове? Или схватили за руку и куда-то тащат? Атакуют ногой? На каждую атаку мы ищем ответ, кату. Комбинируем техники — мягко отводим в сторону силу нападающего, затем применяем жесткую контратаку, — описывает занятие Павел Демьянов. — Повторяем кату много раз — вначале медленно, затем быстрей. В результате появляется рефлекс, и в боевой ситуации тело работает само».
Каратисты также работают с весами, подтягиваются, отжимаются и делают «набивку» о специальные доски, чтобы подготовить ударные поверхности тела к нагрузкам. Самое сложное в карате — надо совмещать движение с дыханием. Это требует большой концентрации.
«Наши занятия нацелены не на соревнования, а на самооборону, — подчеркивает Павел Демьянов. — На тренировке никто никого не бьет. Никаких упражнений с набивкой головы у нас нет. Мы ее бережем, потому что ей нужно думать. Ну и некрасиво будет, если кто-то после тренировки придет на работу с фингалом».

Будь что будет

Сотрудник с фингалом, действительно, смотрелся бы во ВНИИНМ вызывающе. Лаборатория Павла Демьянова занимается разработкой и совершенствованием кодов для безопасности эксплуатации топлива для реакторов ВВЭР. Изучают свойства сплавов на основе циркония и керамического топлива на основе диоксида урана. «Собираем данные об изменении материалов в ходе эксплуатации и экспериментальных исследований. Если какие-то новые решения дают положительный эффект, их можно использовать в проектировании материалов и твэлов нового поколения», — рассказывает Павел Демьянов.
Философию карате молодой специалист использует и в лаборатории: «Бывают такие задачи, которым не видно конца и края. Работаю и думаю: «Зачем я вообще этим занимаюсь?» Потом вспоминаю слова учителя — делай что должно, и будь что будет. И просто продолжаю делать дело. Только потом, иногда через несколько лет, вижу результат. Также и в карате: вначале просто заучиваешь каты, и лишь потом приходит понимание».
Павел Демьянов собирает материалы для книги о научном подходе к освоению карате: «Проанализировать каждое движение в кате с точки зрения механики было бы интересно. Учитель одобряет. Говорит, у вас, русских ученых, светлые головы».

Понять и простить

Пять лет назад Павел Демьянов применил боевые навыки в жизни. На него с друзьями напали пьяные парни. «Мы им чем-то не понравились. Их было шестеро, нас — трое. Мы приняли бой. Я использовал самые простые приемы. Никаких вычурных техник. Отбились, никто из нас не пострадал, — говорит наш герой, добавляя, что вспоминать об этом случае не любит: — Опять скажут: карате учить бить людей. Но карате в первую очередь тренирует характер. Человек становится лучше. Знаете, как мне иногда не хочется идти на тренировку? Но я преодолеваю лень. Не пойду — не смогу себя уважать. Зато после — отличное самочувствие и настроение».


ПАВЕЛ ДЕМЬЯНОВ:
«НА КАЖДУЮ АТАКУ МЫ ИЩЕМ ОТВЕТ, КАТУ. КОМБИНИРУЕМ ТЕХНИКИ — МЯГКО ОТВОДИМ В СТОРОНУ СИЛУ НАПАДАЮЩЕГО, ЗАТЕМ ПРИМЕНЯЕМ ЖЕСТКУЮ КОНТРАТАКУ»


Когда чувствуешь себя сильным, начинаешь чувствовать ответственность за свои поступки. Избегаешь стычек, грозящих вылиться в драку. «Важно победить без боя — свести конфликт на нет. Кто-то что-то неприятное сказал? Промолчи. Может, у человека дома что-то случилось. Подерешься с ним — пострадаете оба. Лучше попытаться понять, что происходит, предложить помощь. Или просто перевести в шутку», — советует Павел Демьянов. Говорит, карате помогает проще относиться к жизни: «Концентрируюсь на хорошем, что происходит сейчас. Не думаю о плохом, что в прошлом, смотрю вперед, в будущее. Радуюсь мелочам. Солнце светит — это замечательно. Дождь идет? Тоже хорошо — значит, воздух приятный и прохладный. Иду на работу по парку — здорово. А если увижу белку — день точно прошел не зря».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: