«Росатом» возрождает технологию получения бериллия

Ученые «Росатома» разрабатывают технологию получения стратегического металла бериллия. В Институте им. Бочвара при решении этой задачи сложился небольшой, но сильный коллектив, у которого есть все шансы создать новую научную школу.
Как в СССР, но лучше
Бериллий входит в списки стратегических материалов всех технологически развитых стран, а производят его только три: США, Китай и Казахстан.
В СССР было бериллиевое производство полного цикла. Ульбинский металлургический завод (УМЗ) в Казахстане — осколок мощной индустрии тех лет. В России освоены начальная и конечная стадии технологии, унаследованной от СССР.
Руду добывают на Малышевском месторождении в Свердловской области и на Ермаковском в Бурятии. Изделия из бериллия производит филиал «Маяка» — завод «Базальт» в Саратове.
С начала 2000‑х в «Росатоме» работают над собственной технологией получения металлического бериллия, отвечающей современным требованиям экологической безопасности. В проекте задействованы НИИ НПО «Луч», Институт им. Бочвара и институты химико-технологического блока научного дивизиона. Результаты лягут в основу первого опытно-промышленного участка по получению бериллийсодержащих материалов на площадке НИИ НПО «Луч».

Инженеры с опытом
В рамках проекта Единого отраслевого тематического плана «Росатома» Институте им. Бочвара организовали укрупненные лабораторные участки химико-металлургического передела и химического анализа бериллия и его соединений. Руководитель проекта Денис Коробейников — специалист с ценным опытом работы на бериллиевом производстве в Казахстане. «После вуза я устроился на УМЗ аппаратчиком, дорос до инженера, — рассказывает он. — Поступило предложение перейти в Институт им. Бочвара, и я согласился не раздумывая. Вот уже 10‑й год здесь. Отучился в аспирантуре, в прошлом году защитил диссертацию».
Создавать участки Денису Коробейникову помогали коллеги. Ведущий инженер-технолог Дмитрий Хватов — человек с золотыми руками, сам проектировал и изготавливал детали нестандартной оснастки для экспериментов, чтобы оперативно решать задачи и не тратить время на закупки. Ведущий инженер-технолог Ольга Виткина отвечала за участок химического анализа бериллия и его соединений, запуск аналитических приборов. Специалист с многолетним стажем на заводах и рудниках, она определяет химический состав бериллия и его соединений на разных стадиях технологического цикла. «Эксперименты без аналитики — это гадание на кофейной гуще», — утверждает Ольга Виткина.

«Аналитика — это же красиво»
Остальных специалистов готовили уже в лаборатории: найти в России кого-то, кто работал по этой теме, почти невозможно.
Первым делом новички проходят технику безопасности, так как бериллий — материал особый. «Перчатки, спецодежда, спецобувь и респираторы — наши постоянные атрибуты, — рассказывает Денис Коробейников. — После работы холодной водой моем руки и лицо, принимаем душ, сначала прохладный, потом горячий. Такой метод предотвращает попадание бериллия в поры».
Функции ведущего наставника молодых химиков-аналитиков взяла на себя Ольга Виткина. Первый, инженер Никита Пителин, бериллиевой тематике предан беззаветно, но аналитической химией не пленился и ушел в технологи. Сейчас у Ольги Виткиной новая ученица. Студентка Российского химико-технологического университета им. Менделеева Мария Тарасова пришла на стажировку, спустя несколько месяцев ее взяли в штат техником-технологом 1‑й категории. «Пока я в основном учусь работать на новых приборах и совершенствуюсь в приготовлении растворов, — говорит Мария Тарасова. — Ольга Яковлевна меня буквально за руку водит. Надо видеть, как четко и быстро она все делает».
«Есть проверенные годами методики: как держать пипетку, как ставить колбы, чтобы не сбить их локтем, как стоять, — поясняет Ольга Виткина. — Будешь горбиться — быстро устанешь, кроме того, со стороны это катастрофически выглядит. Аналитика — это же красиво!»
Сотрудники лаборатории так сработались, что регулярно проводят время в одной лодке и участвуют в регате общества «Динамо» № 22 на Пироговском водохранилище в Московской области.

Завод в перспективе
Лабораторная технология получения бериллия и его соединений из гидроксида бериллия практически готова. Ученые занимаются ее масштабированием и повышением качества полуфабрикатов на каждой стадии. «Нам надо довести технологию до повторяемости. Большая работа предстоит в части аналитического обеспечения. Мы должны сделать методики, по которым будут работать на заводе, — говорит Денис Коробейников. — Кроме того, при получении основных продуктов остаются отходы. Нужна технология их переработки и извлечения бериллия, чтобы в отвал уходила только пустая порода».