Рейс длиной 145 лет: транспортная группа FESCO отмечает юбилей

Свою историю компания отсчитывает от дня прибытия во Владивосток первого регулярного рейса Добровольного флота. Это было 25 апреля 1880 года. Последние два года FESCO работает в структуре «Росатома», в том числе помогая атомщикам строить АЭС и осваивать Русский Север. Вспомним основные этапы 145‑летнего пути.
В 1878 году, после победы России в Русско-турецкой войне, стало очевидно, что Россия нуждается в более мощном флоте. Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству объявило подписку на покупку судов для Добровольного флота. На 3,75 млн рублей пожертвований приобрели три первоклассных по тем временам товаропассажирских парохода со скоростью движения 14 узлов (25,93 км/ч).
10 марта 1880 года из Одессы в первый регулярный грузопассажирский рейс на Дальний Восток вышел пароход «Москва». На его борту был Василий Есипов, первый агент Добровольного флота в Приморье. 25 апреля «Москву» торжественно встречали во Владивостоке. В июне 1880 года из Одессы прибыло второе судно — «Владивосток». Добровольный флот связал регулярными рейсами центральную часть России с Дальним Востоком.
В 1886‑м организовали срочные рейсы между Владивостоком и населенными пунктами на побережье Охотского моря и на Камчатке. Добровольный флот доставлял грузы для строящегося Транссиба. К 1900 году объем поставленных во Владивосток грузов вырос в 10 раз.
В Русско-японскую войну пароходы Добровольного флота участвовали в боях и вывозили пленных. С 1907 до 1914 года флот выполнял рейсы в Северную Америку, Японию и Китай, владел 45 океанскими пароходами, складами, пристанями и проч. Во время Первой мировой войны Добровольный флот потерял семь судов, но продолжал торговые операции на 13 линиях, включая две международные.
К окончанию Гражданской войны флот был почти утрачен. Англия в качестве гарантии оплаты военных долгов России забрала 10 торговых пароходов, США — два. «Как порт, открывающий путь за границу, Владивосток был наводнен удиравшими из страны русскими эмигрантами. Как порт, служащий воротами страны, он кишел нахлынувшими в Россию капиталистами разных стран», — писал автор книги «Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны» Альберт Рис Вильямс.
Восстановление флота на Дальнем Востоке началось в 1922 году. Чтобы вернуть утраченные суда, приходилось судиться, выкупать их. После Гражданской войны первое судно пришло во Владивосток из Одессы 7 января 1923 года. Спустя месяц — судно из Китая. Весь год шла реконструкция портовой инфраструктуры, ее приспосабливали под новые грузы: лес, уголь, зерно, рыбу.
В 1924 году был создан Совторгфлот. Его Дальневосточная главная контора во Владивостоке владела 12 пароходами. В 1927 году был выполнен первый рейс из Владивостока к устью Лены с грузом для Якутии. В 1932 году судов было 57. В том же году в Арктику начали регулярно снаряжать караваны судов. В июле 1934 года ледокол «Федор Литке» впервые выполнил рейс на Северном морском пути с востока на запад за одну навигацию. В 1935 году на базе Дальневосточной главной конторы было создано Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), ставшее всемирно известной компанией.
Во время Великой Отечественной войны флот ДВМП участвовал в конвоях судов, везущих в СССР грузы от союзников: из США через Тихий океан во Владивосток, от Британских островов в Архангельск и Мурманск и через Персидский залив и Иран. 25 судов и более 400 членов экипажей погибли в боях.
После войны ДВМП передало часть судов в западные регионы нашей страны, а само получило новые в рамках репараций от Германии, затем — из других стран Восточной и Центральной Европы. К концу 1958 года у ДВМП было 98 пароходов, 60 теплоходов, 4 дизель-электрохода.

В 1961 году начались круизные рейсы. «Во время моего путешествия там были двое чешских путешественников, которые намеревались проехать через Сибирь на джипе; бородатые французские студенты, возвращавшиеся домой после путешествия по Японии; финская женщина, которая приняла буддийскую религию и ехала в Хельсинки посетить родственников; вездесущие русские шахматисты; новозеландский владелец ранчо, жаждавший посмотреть Сибирь; японская кинозвезда; американский врач…» — писал редактор американского журнала Parade. Теплоход «Русь» возил пассажиров круиза «Из зимы в лето» из Владивостока до экватора и обратно.
В 1967 году для работы на внешнем рынке появилось международное название ДВМП — Far East Shipping Company (FESCO). В начале 1970‑х компания обзавелась парком контейнеров и начала контейнерные перевозки. К концу 1980‑х ДВМП стало огромным предприятием с четырьмя судоремонтными заводами и 230 судами, которые заходили в 200 портов более чем 50 стран.
В начале 1990‑х компания стала акционерным обществом. В 1992–2002 годах ее парк пополнился 13 судами, в разных странах открылись офисы и агентские компании. В 2000‑е FESCO вышла на рынок железнодорожных перевозок и начала перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах. В 2008 году в состав FESCO вошел Владивостокский морской торговый порт — крупнейший по контейнерообороту в России на сегодня. В 2010‑х компания интенсивно обновляла флот и трансформировалась в крупного линейно-логистического интермодального контейнерного перевозчика.
С 2021 года FESCO — единый логистический оператор строящейся в Турции АЭС «Аккую». В ноябре 2023 года контрольный пакет акций FESCO указом президента России передали «Росатому». Компания продолжает обновлять флот и расширять географию бизнеса. Сегодня она в том числе доставляет грузы для блоков, которые строит «Росатом».
ESCO сейчас
> 200 тыс. TEU
в управлении
15 тыс. единиц
железнодорожный подвижной состав
> 350 единиц
автопарк
> 30 судов
в управлении
14 тепловозов
4 терминала
~ 7 тыс. сотрудников
Знаменитые спасательные операции
Челюскинцы
В феврале 1934 года экспедиционное судно «Челюскин» было повреждено сжавшимися льдами и затонуло. Экипаж и пассажиры поставили на льду палаточный городок. Из Владивостока на их спасение вышли пароходы «Смоленск» и «Сталинград» с самолетами и аэросанями на борту. В мае всех самолетами эвакуировали на материк, оттуда пароходами — во Владивосток.
«Георгий Седов»
Ледокол «Иосиф Сталин» вызволил после 812‑дневного дрейфа пароход «Георгий Седов». Ледокол был награжден орденом Ленина, а капитан Михаил Белоусов стал Героем Советского Союза.
Серые киты
Экипажи ледокола «Адмирал Макаров» и дизель-электрохода «Владимир Арсеньев» помогли спасти трех серых китов, запертых льдами у побережья Аляски. До чистой воды было 9 км. После того как умер израненный льдинами китенок, президент США Рональд Рейган обратился к СССР: ледоколов у Штатов не было. «Адмирал Макаров» разрезал лед, пока мог пройти, а «Владимир Арсеньев» (с меньшей осадкой) доделал работу. В благодарность за спасение китов американец Тимоти Дагген подарил Владивостоку памятник «Три кита», который в 1989 году установили возле Дворца культуры моряков.
Первая женщина-капитан

В 1935 году первой в мире женщиной — капитаном парохода стала Анна Щетинина. Она провела грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. Спустя два года Анна Щетинина возглавила Владивостокский морской рыбный порт. В войну водила торговые суда сначала по Балтике, потом по Тихому океану.