«Идеи Бочвара пришлись детям по душе»: Ученые «Росатома» преподают в столичной школе

Три года назад в школе № 2086 открыли первый бочваровский класс. Теперь их три. Физику, химию и математику ведут учителя и ученые Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов (ВНИИНМ) им. Бочвара. Лучшие выпускники получают направление на целевое обучение. Но главное — подросткам интересны исследования, инженерное дело. У директора школы Елены Орловой есть объяснение: неформальный подход взрослых здорово мотивирует детей.
Три «академических» класса
— Я думала, ваша школа через дорогу от Института Бочвара, а оказалось — на другом конце Москвы. Как же пересеклись пути ученых и учителей?
— Мой отец Владислав Константинович Орлов был учеником академика Бочвара, его аспирантом. Всю жизнь посвятил атомной отрасли, ВНИИНМ — руководил оборонной тематикой. Отца не стало три года назад, но можно смело сказать, что сотрудничество школы и института прежде всего его заслуга. Гендиректор ВНИИНМ Леонид Карпюк и его заместитель по персоналу Яна Кокурина встретились со мной. Мы говорили о масштабах, значимости проектов отца и о том, как продолжить его дело, его идеи. Решение пришло само собой. Проект развивался очень быстро. Наша школа стала базовой для ВНИИНМ. Бочваровских классов уже три: 8, 9 и 10‑й.
— Чем бочваровский класс отличается от других и как в него попасть?
— Возможность соприкоснуться с настоящей наукой на дополнительных занятиях у наших детей есть уже в 7‑м классе. Бочваровский же класс — прекрасный формат ранней профориентации через взаимодействие с профессиональным сообществом. В конце года все семиклассники пишут экзамен по математике. Мы анализируем результаты и выделяем тех, кто хорошо освоил математические инструменты и готов применять их в физике, химии и других науках. Тех, кто хотел бы заниматься научно-исследовательской работой или инженерным делом, приглашаем на собеседование.
В учебном плане бочваровских классов много математики, физики, химии. У восьмиклассников-бочваровцев свои лабораторные по химии. Есть практические занятия в технопарке «Менделеев центр» при Российском химико-технологическом университете им. Менделеева и в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС».
У десятиклассников несколько профильных спецкурсов — например, исследовательский практикум по физической химии. Уроки ведут наши учителя и ученые ВНИИНМ — читают лекции, вводящие в материаловедение, объясняют физические и химические законы доступно и наглядно, с привязкой к процессам, с которыми сами работают. Детям это интересно.
Бочваровцы-взрослые и бочваровцы-дети вместе ездят на экскурсии, занимаются спортом, участвуют в волонтерских и исследовательских проектах. Такое неформальное общение показывает, что можно совмещать разные увлечения и интересы и при этом вносить вклад в науку.
Так счастливо сложилось, что идеи Бочвара пришлись детям по душе. Одна ученица даже никнейм в социальных сетях поменяла на «Вика Бочвар».
Уроки мотивации
— Расскажите о вашей школе.
— У нас 3 тыс. учащихся. Это не так много, в Москве есть школы побольше. Мне как директору важно, чтобы каждый — и ребенок, и взрослый — нашел свое место в коллективе и развивался. Для этого учителя, дети и родители должны двигаться в одном направлении.
Помимо бочваровского, у нас есть другие предпрофессиональные классы: айти, математический, экономико-математический, гуманитарный, инженерный. Сейчас думаем о биохимическом, потому что у ребят есть к этому интерес.
Мы гордимся нашими выпускниками: они учатся в ведущих вузах страны, умеют и любят много работать.
— Как мотивировать детей много работать?
— При интенсивной программе в начальной школе к 8-му классу высокая нагрузка становится привычной. Наших детей не нужно мотивировать. Наоборот, если у них отнять часть интеллектуального труда, им будет некомфортно.
— У вашей школы высокий рейтинг? И важны ли рейтинги?
— По Гагаринскому району мы в первой тройке, по Москве входим в 70 лучших школ.
Рейтинги, конечно, важны. Мы государственная школа и стремимся как можно лучше готовить детей к вузу, к выбору и получению профессии, ко взрослой жизни, к служению Отечеству.
— Как действуете, если ребенок учился хорошо, а потом вдруг скатился?
— Мы стараемся в каждом пробудить интерес к учебе, к знаниям. Например, 5–6‑е классы участвуют в «Проектограде»: строят игровой город, у них там свое правительство, мэр, районы, департаменты. Мы проводим специальные курсы, которые через проектную деятельность погружают в предпрофессиональные программы. К концу 7‑го класса большинство детей уже определяются, в каком направлении хотят развиваться, и переходят в профильный класс.
Если не получается определиться, в 8–9‑х классах можно продолжать пробовать все варианты, искать себя. После 9‑го все делают выбор: кто-то остается в школе и идет в предпрофессиональный класс, кто-то поступает в колледж. Сейчас московские колледжи настроены на реальные потребности города, страны, имеют новые образовательные программы и хорошую материальную базу. Кому-то там учиться легче, интереснее, кто-то не хочет в вуз, а мечтает поскорее получить профессию и работать.
Как устроен мир
— Как отец отнесся к тому, что вы решили стать учителем?
— Он сам и предложил: «Не знаю, как у тебя получится с физикой и математикой, но я вижу, что ты коммуникабельна, хорошо ладишь с людьми. Почему бы тебе не пойти по маминым стопам в педагогику?» И мне это понравилось. Я учительский ребенок, с детства с утра до вечера с мамой в школе. Школьный мир знаю от и до, это моя среда.
— Какие предметы вы ведете?
— Я окончила педагогический университет, факультет начальных классов, так что и на фортепиано умею играть, и биологию знаю, и математику. Кстати, сейчас в нашей школе преподают мои первые ученики. Потом я повысила квалификацию и стала учителем русского и литературы в средних и старших классах. В начале 2000‑х возникла идея сделать предпринимательские классы — освоила экономику. Еще изучала психологию, кадровое дело, менеджмент, философию. Защитила кандидатскую диссертацию по педагогике.
— Все вокруг говорят, что России нужны инженеры, физики, химики, математики. В гуманитарные классы у вас недобор?
— Наше гуманитарное направление очень интересное: кроме углубленных истории, литературы, иностранных языков есть большой мультимедийный блок. Школьники делают проекты в журналистике, видеографии, мультипликации. Это дает огромные возможности для развития в будущей специальности еще в школе.
— Зачем вообще ребенку в XXI веке изучать литературу?
— А как можно без этого понимать других людей, общаться? Как сформировать жизненную позицию? Из книг дети узнают, как устроен мир, люди и отношения между ними.
— Бывает, что ученики естественнонаучных классов забивают на гуманитарные предметы в старшем звене?
— Русский язык — обязательный экзамен для всех. Статус класса и амбиции любого нашего ребенка просто не позволяют ему получить на ЕГЭ меньше 80 баллов, а лучше — 90–100. Бывает, оценки по русскому снижаются. Учителя начинают переживать, но ребенок приходит на экзамен и сдает на высокий балл.
Если говорить о литературе, важно, чтобы у ученика была тяга к чтению. Если ее удалось сформировать — мы спокойны.