«Море Лаптевых вместо Средиземного»

«Море Лаптевых вместо Средиземного»

Они вместе работают на «Ямале»

Третьи помощники капитана «Ямала» Никита Трифонов и Любовь Будникова тоже познакомились в рейсе. В мае этого года сыграли свадьбу. Им работа на одном судне не мешает, а помогает: супруги поддерживают друг друга, решая сложные навигационные задачи. Да и расставаться надолго не приходится.

Путь в «Атомфлот»

«У меня оба деда прошли срочную службу на флоте: один на Тихоокеанском, другой — ​на Черноморском. Это, пожалуй, единственная связь моей родни с морем, — ​улыбается Любовь Будникова. — ​У нас в Забайкальском крае моря в глаза не видели. На Макаровку наткнулась почти случайно, когда в старших классах выбирала профессию. Я выросла на приключенческих романах, и меня увлекла перспектива покорять моря. Поступила на специальность «судовождение».

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова Любовь окончила в 2021 году, еще год «добирала ценз» дополнительной практикой, чтобы получить лицензию. В Арктику попала не сразу — ​восемь месяцев проработала кадетом-­матросом на круизном судне в Средиземном море, ходила вокруг Канарских островов. Но оставила теплое море без сожаления. «Соскучилась по снегу и морозу, — ​говорит уроженка Забайкалья. — ​Передо мной стоял выбор: пассажирский флот либо ледокол. На пассажирском мне не понравилось. На ледоколе ты ощущаешь полезность своей работы, чувствуешь, что делаешь большое дело. А пассажирский теплоход — ​это скорее про праздность, меня это не привлекает».

В начале лета 2023 года она вышла в рейс четвертым помощником капитана на дизельном полярном ледоколе «Адмирал Макаров». Затем перешла в «Атомфлот» на атомный «Ямал» — ​уже третьим помощником.

«Я тоже учился в Макаровке, — ​подключается Никита Трифонов. — ​К нам приехал капитан атомного ледокола «Вайгач» Александр Скрябин. Он так интересно рассказывал о работе на Севере, что я захотел все увидеть своими глазами. Практику проходил на ледоколах «Вайгач», «Таймыр» и «Ямал». На «Ямале» закрыл стажировку и остался».

Бок о бок

Долгие разлуки супругам пока не грозят. Оба несут вахту на одном ледоколе, в одном рейсе. «Мы работаем вместе и отдыхаем тоже вместе. Это удобно. Когда в семье будет прибавление, ситуация, наверное, изменится, — ​полагает Любовь. — ​Но пока у меня есть время насладиться северными морями».

«Работать в Арктике мне нравится. Я ходил на транспортных судах по обычным маршрутам, на Севморпути все гораздо интереснее и спокойнее — ​ушел в рейс, никаких тебе назойливых инспекций, — ​добавляет Никита. — ​Я уже побывал на всех участках Севморпути, доходил на «Вайгаче» до крайней восточной точки на Чукотке».

«У меня был пока только один рейс, сейчас будет второй. Впечатлений, конечно, масса. Я впервые в жизни наблюдала гало — ​это редкое оптическое явление в атмосфере, когда вокруг луны или солнца образуется светящееся кольцо. А северное сияние к концу рейса стало привычным, уже не производит особого впечатления. Белых медведей вот пока не видела. Все впереди», — ​говорит Любовь.

В море семья проводит семь-восемь месяцев в году, обычно рейс длится четыре месяца, затем экипажи меняются. В период отдыха молодые живут в Псковской области и переселяться поближе к месту работы не собираются. Но глава семьи точно знает, что его любимое место на земле — ​море Лаптевых: «Самое красивое место из тех, где я бывал: ​скалы, зелень на склонах — и все это среди льдин».

«Хочу стать капитаном»

Планы молодой семьи целиком и полностью связаны с морем. А точнее, с Северным морским путем. «Хочу стать капитаном ледокола проекта 22220. Это сверхсовременное судно, работать на нем большая удача. Там передовые технологии. Например, электронные навигационные карты гораздо проще и удобнее бумажных при корректировке маршрута. Курсы для работы на новых атомоходах мы с Любовью прошли. Теперь будем стараться, чтобы нас туда пригласили», — ​делится Никита.

Современные технические возможности, по его словам, уже меняют жизнь экипажей. Система навигации с опорой на данные спутников значительно облегчает работу помощникам капитана. «Мы ведь не просто ломаем лед, мы постоянно ищем маршрут, где это сделать проще, с меньшими энергозатратами, — ​объясняет Никита. — ​Портал «Росатома» с данными спутниковой навигации в этом очень помогает, он доступен все время пути. Правда, иногда работает с задержкой, но это проблема временная, я думаю».

У Любови планы чуть скромнее: «Стать капитаном я не стремлюсь. Не готова к такой ответственности и не думаю, что когда-нибудь буду готова. Мне достаточно должности старпома».

Супруги пока не задумываются, кем будут их дети. Главное — ​чтобы жизнь и работа им были в радость. «Если у меня будет дочь, я бы не хотела, чтобы она с юных лет занималась тяжелым трудом, как я. Я из деревни: печку протопить, воду принести, помогать маме, когда папа в командировках, ухаживать за младшими — ​обычное дело. Потому мне довольно просто было адаптироваться к работе на ледоколе. Но мне бы хотелось, чтобы моя девочка была понежнее», — ​признается Любовь.