
«Море Лаптевых вместо Средиземного»
Они вместе работают на «Ямале»

Третьи помощники капитана «Ямала» Никита Трифонов и Любовь Будникова тоже познакомились в рейсе. В мае этого года сыграли свадьбу. Им работа на одном судне не мешает, а помогает: супруги поддерживают друг друга, решая сложные навигационные задачи. Да и расставаться надолго не приходится.
Путь в «Атомфлот»
«У меня оба деда прошли срочную службу на флоте: один на Тихоокеанском, другой — на Черноморском. Это, пожалуй, единственная связь моей родни с морем, — улыбается Любовь Будникова. — У нас в Забайкальском крае моря в глаза не видели. На Макаровку наткнулась почти случайно, когда в старших классах выбирала профессию. Я выросла на приключенческих романах, и меня увлекла перспектива покорять моря. Поступила на специальность «судовождение».
Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова Любовь окончила в 2021 году, еще год «добирала ценз» дополнительной практикой, чтобы получить лицензию. В Арктику попала не сразу — восемь месяцев проработала кадетом-матросом на круизном судне в Средиземном море, ходила вокруг Канарских островов. Но оставила теплое море без сожаления. «Соскучилась по снегу и морозу, — говорит уроженка Забайкалья. — Передо мной стоял выбор: пассажирский флот либо ледокол. На пассажирском мне не понравилось. На ледоколе ты ощущаешь полезность своей работы, чувствуешь, что делаешь большое дело. А пассажирский теплоход — это скорее про праздность, меня это не привлекает».
В начале лета 2023 года она вышла в рейс четвертым помощником капитана на дизельном полярном ледоколе «Адмирал Макаров». Затем перешла в «Атомфлот» на атомный «Ямал» — уже третьим помощником.
«Я тоже учился в Макаровке, — подключается Никита Трифонов. — К нам приехал капитан атомного ледокола «Вайгач» Александр Скрябин. Он так интересно рассказывал о работе на Севере, что я захотел все увидеть своими глазами. Практику проходил на ледоколах «Вайгач», «Таймыр» и «Ямал». На «Ямале» закрыл стажировку и остался».
Бок о бок
Долгие разлуки супругам пока не грозят. Оба несут вахту на одном ледоколе, в одном рейсе. «Мы работаем вместе и отдыхаем тоже вместе. Это удобно. Когда в семье будет прибавление, ситуация, наверное, изменится, — полагает Любовь. — Но пока у меня есть время насладиться северными морями».
«Работать в Арктике мне нравится. Я ходил на транспортных судах по обычным маршрутам, на Севморпути все гораздо интереснее и спокойнее — ушел в рейс, никаких тебе назойливых инспекций, — добавляет Никита. — Я уже побывал на всех участках Севморпути, доходил на «Вайгаче» до крайней восточной точки на Чукотке».
«У меня был пока только один рейс, сейчас будет второй. Впечатлений, конечно, масса. Я впервые в жизни наблюдала гало — это редкое оптическое явление в атмосфере, когда вокруг луны или солнца образуется светящееся кольцо. А северное сияние к концу рейса стало привычным, уже не производит особого впечатления. Белых медведей вот пока не видела. Все впереди», — говорит Любовь.
В море семья проводит семь-восемь месяцев в году, обычно рейс длится четыре месяца, затем экипажи меняются. В период отдыха молодые живут в Псковской области и переселяться поближе к месту работы не собираются. Но глава семьи точно знает, что его любимое место на земле — море Лаптевых: «Самое красивое место из тех, где я бывал: скалы, зелень на склонах — и все это среди льдин».
«Хочу стать капитаном»
Планы молодой семьи целиком и полностью связаны с морем. А точнее, с Северным морским путем. «Хочу стать капитаном ледокола проекта 22220. Это сверхсовременное судно, работать на нем большая удача. Там передовые технологии. Например, электронные навигационные карты гораздо проще и удобнее бумажных при корректировке маршрута. Курсы для работы на новых атомоходах мы с Любовью прошли. Теперь будем стараться, чтобы нас туда пригласили», — делится Никита.
Современные технические возможности, по его словам, уже меняют жизнь экипажей. Система навигации с опорой на данные спутников значительно облегчает работу помощникам капитана. «Мы ведь не просто ломаем лед, мы постоянно ищем маршрут, где это сделать проще, с меньшими энергозатратами, — объясняет Никита. — Портал «Росатома» с данными спутниковой навигации в этом очень помогает, он доступен все время пути. Правда, иногда работает с задержкой, но это проблема временная, я думаю».
У Любови планы чуть скромнее: «Стать капитаном я не стремлюсь. Не готова к такой ответственности и не думаю, что когда-нибудь буду готова. Мне достаточно должности старпома».
Супруги пока не задумываются, кем будут их дети. Главное — чтобы жизнь и работа им были в радость. «Если у меня будет дочь, я бы не хотела, чтобы она с юных лет занималась тяжелым трудом, как я. Я из деревни: печку протопить, воду принести, помогать маме, когда папа в командировках, ухаживать за младшими — обычное дело. Потому мне довольно просто было адаптироваться к работе на ледоколе. Но мне бы хотелось, чтобы моя девочка была понежнее», — признается Любовь.