Между «страшно» и «любопытно»

Вячеслав Дубынин
Доктор биологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова
Изменения сопровождают нас повсюду. Эволюция учла этот факт и сориентировала мозг на восприятие и анализ нового: как находить еду, спасаться от хищников, защищаться от жары или холода. Более того, мозг радуется новому, на химическом уровне эта реакция приводит к выбросу дофамина. Познание мира сопровождается положительными эмоциями.
Но если так, почему мы часто испытываем стресс и страх, когда нам приходится выходить из зоны комфорта, сталкиваться с чем-то новым? Дело в том, что на биологическую основу поведения накладывается множество индивидуальных факторов, которые влияют на восприятие изменений.
В мозге человека работают десятки биологически заданных программ и центров, с которыми связаны потребности в еде, сне, размножении, комфорте и т.д. Эти центры часто конкурируют друг с другом. Так, центр любопытства соревнуется с центром безопасности. Это хорошо иллюстрирует лабораторный эксперимент. Крысу помещают в Х-образный лабиринт, который освещен только наполовину. Сначала она убегает в темный коридор, где явно безопаснее. Но там быстро становится скучно, и крыса начинает осваивать светлые участки. В какой-то момент ей снова становится страшно, тревожно, она возвращается в темный отсек, чтобы передохнуть, набраться смелости. Потом опять исследует — и так по кругу.
Поиск баланса между «любопытно, интересно» и «страшно, тревожно» происходит и в мозге человека. У кого-то преобладает потребность в безопасности, у кого-то — стремление к новизне. Здесь многое зависит от врожденных особенностей, устройства нервной системы.
Когда изменения вызывают только положительные эмоции, работает дофамин. И тогда вы вместе со своим коллективом, семьей, страной, миром двигаетесь к светлому будущему. Это идеальный вариант. Но часто первая реакция негативна, вы испытываете страх и дискомфорт, пытаетесь сохранить статускво: «Зачем меняться, если и так было хорошо?»
Далее возможны два сценария. Вы постепенно поймете суть и смысл новых событий, адаптируетесь, извлечете полезный, развивающий опыт, что в конечном итоге приведет к позитивному результату и хорошему эмоциональному состоянию. К примеру, друг уговаривает вас прокатиться на американской горке. Вы очень боитесь, но все же соглашаетесь. Потом 20 секунд ужаса, и наступает ощущение эйфории, восторга, вы испытываете прилив энергии и уверенность в своих силах. Кстати, в этой ситуации в мозге (кроме дофамина) действует еще и норадреналин, который вырабатывается во время стресса. И этот позитивный стресс, ощущение победы и преодоления могут потом долго влиять на ваше мировосприятие и самооценку, вы с гордостью вспоминаете тот спуск, рассказываете знакомым и т.д.
Второй вариант: отрицательные эмоции сохраняются, а стресс не ослабевает и перерастает в хроническую форму. Вас ничто не радует, привычные обязанности и дела вызывают апатию или даже отвращение, постепенно истощаются психологические ресурсы, наступает эмоциональное выгорание. Если ситуация не меняется, к реакциям мозга присоединяются реакции эндокринной, иммунной, а затем и сердечно-сосудистой систем, могут обостриться хронические заболевания. Организм буквально кричит вам, что пора вспомнить о себе, о личном комфорте.
Можно ли повысить адаптивность, научиться принимать изменения без лишнего стресса, сохранять эффективность в работе? Или даже развить способность получать удовольствие, генерировать дофамин? Есть несколько приемов, которые помогут не поддаться на уловки слишком ленивого или избыточно тревожного мозга.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: