В поисках «Горной станции»: он руководил строительством Семипалатинского полигона
Однажды на капустнике в Институте атомной энергии академику Анатолию Петровичу Александрову вручили символические маршальские знаки отличия — и с тех пор именовали «атомный маршал». А вот погоны у его тезки Анатолия Сергеевича Александрова были настоящие. Генерал-майор инженерно-технической службы руководил строительством Семипалатинского полигона и Зеленогорска.
Сирота из Царскосельского приюта
По документам Анатолий Александров родился 3 декабря 1899 года в Новороссийске, в других источниках местом рождения называют Петербург, год рождения — 1901‑й: дескать, в Царскосельском приюте сироте прибавили два года, чтобы поскорее отдать в ремесленное училище. Анатолий Александров работал на заводе, участвовал в Гражданской войне, отучился на артиллерийских командных курсах, в техникуме и Военнотехнической академии Рабоче-крестьянской Красной армии. В 1938 году начал работать секретарем председателя Военно-промышленной комиссии Комитета обороны, во время Великой Отечественной был заместителем члена ГКО обороны Лаврентия Берии по линии оборонной промышленности.
По приказу Берии
К работам Первого главного управления, которое занималось атомным проектом, нашего героя в 1947 году подключил начальник. «Меня вызвал Берия и говорит: «Пойдешь работать к Ванникову. Ему как раз нужен заместитель по вопросам КБ‑11 и «Горной станции». КБ‑11, или объект № 550, — это как раз был тот объект, который занимался вопросами исследования, конструктивной разработкой, изготовлением и испытанием атомной бомбы. «Горная станция» — это условное название полигона, на котором должны были производиться испытания атомной бомбы. Если объект № 550 реально существовал, строился и работал, то «Горной станции» вообще не было. Даже точки на местности, где эта станция должна была бы строиться, не было», — вспоминал Анатолий Александров.
Он занялся поиском площадки. Были снаряжены четыре экспедиции по 10 человек: геологи, гидрологи, энергетики и строители. Исследовали районы реки Иртыш, западного берега озера Балхаш, ж/д станции Атбасар в Казахской ССР, Наурзумского заповедника, озера Гусиного в Забайкалье, пяти озер севернее Читы.
В документах упоминаются три варианта размещения полигона. Комиссия выбрала площадку в 150 км от Семипалатинска с каменистой почвой, окруженную сопками. «Был построен не просто полигон — поле с несколькими службами, а целый ряд весьма солидных комплексных объектов с жилыми поселками, подземными и надземными сооружениями, казармами, — пишет в книге «Генерал А. С. Александров и тайны Атомного проекта СССР» Геннадий Волобуев. — А во время испытаний к эпицентру будущего взрыва завозилась многочисленная техника, строились временные имитационные сооружения, устанавливалось разнообразное оборудование. Было обеспечено транспортное сообщение, охрана и техническое обслуживание. Судьба преподнесла Александрову исторический подарок — стать одним из основателей… этого главного оборонного комплекса».
28 августа 1949 года Анатолий Александров присутствовал на испытаниях первой советской атомной бомбы РДС‑1. 29 октября за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.
К 1991 году Семипалатинский полигон занимал 18,5 тыс. км2. За 40 лет там было произведено 468 испытаний и взорвано 616 ядерных и термоядерных устройств.
Основатель Зеленогорска
В 1955 году Анатолия Александрова назначили председателем комиссии по выбору площадки для завода по разделению изотопов урана (сейчас он называется Электрохимическим заводом) в Красноярском крае. Остановились на Заозерном районе. «Места там были очень красивые. На левом берегу реки Кан — поселок, на правом — горы, покрытые лесом», — вспоминал Анатолий Александров. Под строительство предприятия и закрытого города отвели огромную площадь — 1415 га. 18 июля 1956 года был залит бетон в основание первого двухэтажного дома. Эта дата стала точкой отсчета истории Зеленогорска.
Как исполняющий обязанности директора завода Анатолий Александров уделял большое внимание подбору кадров. Вот пример из его рассказов: «Мне начальник главка генерал Зверев предложил: «Думаем назначить вам главного инженера». — «Кто?» — спрашиваю. — «Он здесь. Познакомьтесь, Ерошов Михаил Ефимович. Пойдите в какую-нибудь свободную комнату и побеседуйте». Мы пошли. После нескольких анкетных вопросов я спросил: «А с чего вы как главный инженер начали бы на новом месте?» Он отвечает: «С библиотеки». Мне это очень понравилось, и вопрос о его назначении главным инженером был мною решен».
К слову, с подачи Михаила Ерошова на горе над рекой Кан был построен телецентр. Телевизоры тогда были в новинку, и, когда городское телевидение заработало, в Зеленогорск потянулись делегации с других предприятий — перенимать опыт.
Но вернемся к Анатолию Александрову. Под его руководством была заложена инфраструктура города, построена ТЭЦ, железная дорога. Привыкший с детства трудиться, он так же воспитывал своего сына Виктора. Когда тот приехал в гости, отец поставил его на земляные работы, чтобы помочь бригаде строителей.
Не для печати
В Сибири Анатолий Александров проработал всего три года: ушел на пенсию после смерти министра среднего машиностроения Авраамия Завенягина, ценившего и защищавшего Анатолия Александрова. По мнению Геннадия Волобуева, уходу поспособствовали в аппарате: «Анатолий Сергеевич остался один на один со своими противниками. Начались придирки и саботаж на просьбы». Он ощутил, что работать спокойно не дадут, и подал в отставку. «Пришел домой и расплакался, — вспоминал Анатолий Александров. — Казалось бы, чего плакать? Ты обеспеченный человек, у тебя все есть, ни от кого ты не зависишь, живи себе в свое удовольствие! Но, видно, так уж устроен человек, в особенности наш советский человек, что ему не по себе, если он остается без дела, без работы, к которой он привык».
Последние годы Анатолий Александров провел в Подмосковье, писал мемуары, которые озаглавил «События и люди», сделав пометку: «Не для печати, для частного использования». Зрение его было совсем слабым, и он пользовался методом письма ослепшего Николая Островского.
Лауреат Ленинской и Государственной премий, обладатель двух орденов Трудового Красного Знамени и двух орденов Кутузова Анатолий Александров ушел из жизни 29 марта 1979 года.