Пятый пошел: ледокол «Чукотка» сошел со стапелей

6 ноября на воду спустили «Чукотку» — четвертый серийный и пятый в сквозной нумерации ледокол проекта 22220. Перед тем как судно сошло со стапелей в Большую Неву, президент России Владимир Путин проанонсировал совещание по развитию Северного морского пути и расспросил участников церемонии о текущей работе.

«Сегодня у нас большое событие, связанное с масштабным развитием Арктики, Сибири, Дальнего Востока. Со стапелей Балтийского завода на воду будет спущен новый атомный ледокол «Чукотка», — объявил по видеосвязи Владимир Путин, давая старт церемонии. — Поздравляю всех с этим важным этапом в истории нашего современного ледокольного флота. И конечно, благодарю специалистов, которые участвуют в этой работе, за ответственность и высокий профессионализм».

Судостроители вложили в «Чукотку» много сил. Из комментария начальника стапельного цеха Балтийского завода Юрия Рудковского телеканалу «Санкт-Петербург»: «Работали и сверхурочно, и в выходные. Можно сказать, жили на заводе».

За технический проект атомохода отвечало Центральное конструкторское бюро «Айсберг», ядерной энергетической установки — Опытное конструкторское бюро машиностроения им. Африкантова. За РИТМ-200 конструкторы в прошлом году получили премию Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Ледокол будет работать в восточном, самом сложном, секторе Севморпути — на Чукотке. «Новые ледоколы необходимы для развития СМП и всей российской Арктики. За последние 10 лет грузопоток по трассе вырос почти на порядок и ежегодно обновляет рекорды. В этом году динамика сохраняется, по объемам грузопотока идем с превышением показателей аналогичного периода прошлого года», — сообщил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Владимир Путин конкретизировал: «В 2022 году по Северному морскому пути перевезли 34 млн т грузов, в 2023-м — 36 млн т, в этом будет около 38 млн т, а в 2030-м, уверен, — и более 100 млн т».

По традиции перед спуском на воду ледокол крестят — разбивают о борт бутылку шампанского, символизирующего морскую пену. Крестной матерью «Чукотки» стала руководитель образовательного фонда «Талант и успех», председатель совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева. «Ледоколы не только обеспечивают навигацию в северных широтах и доставляют грузы в самые труднодоступные регионы, они также необходимы для исследования Арктики, в том числе ученым «Сириуса», — отметила она. Как оказалось, в тот же день ученые «Сириуса» вернулись из 45‑дневной арктической экспедиции, где выясняли, как влияет деградация мерзлоты на уровень углерода в морях. Привезли много проб грунта и воды. «Очень хочется, чтобы научно-­исследовательская функция ледоколов развивалась и дальше, — добавила Елена Шмелева. — Это важно для укрепления наших позиций в области научного освоения Арктики, которое является одним из больших приоритетов стратегии научно-технологического развития России».

После крещения рабочие Балтзавода разрезали задержник — металлоконструкцию, удерживающую ледокол над водой. И вот нарядный, украшенный шарами цветов российского триколора, с государственным флагом и гербом на носу ледокол плавно съехал в воду. Судно поставят к причальной стенке и продолжат достройку. Сдача в эксплуатацию запланирована на 2026 год. Сооружение ледоколов проекта 22220 продолжается: строится «Ленинград», готовится к закладке «Сталинград» — пятый и шестой серийные. Владимир Путин подчеркнул, что «Сталинград» должен быть заложен в следующем году — «как и договаривались». В проекте федерального бюджета на 2025–2027 годы на строительство атомных ледоколов предусмотрены 31,32 млрд рублей.

Торжество совместили с обсуждением актуального. Владимир Путин предложил провести специальное совещание, чтобы «глубоко проработать, подготовить и в комплексе обсудить все вопросы, касающиеся перспективного развития Северного морского пути, выйти при этом на конкретные, предметные решения». В частности, нужно продумать тарифы на ледокольную проводку так, чтобы пользоваться этой услугой могло большее число судовладельцев и грузоотправителей. «С каждым годом интерес к маршруту растет — как со стороны российских, так и со стороны зарубежных компаний, — и, уверен, будет расти», — отметил Владимир Путин.

Еще одна задача — повысить безопасность и надежность судоходства в арктическом регионе. Для этого необходимо улучшать качество спутниковой навигации, связи, мониторинга ледовой обстановки, модернизировать инфраструктуру арктических портов, прокладывать к ним железнодорожные магистрали. «Речь в том числе о расширении и увеличении мощностей ближних и дальних железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также о строительстве Северного широтного хода с перспективными выходами к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края», — пояснил президент.

Министр промышленности и торговли Антон Алиханов напомнил: чтобы СМП работал с полной отдачей, нужен суверенный крупнотоннажный грузовой флот с газо- и контейнеровозами, балкерами, нефтеналивными танкерами. Многое для этого уже делается. Так, у верфи «Звезда» в портфеле заказов 26 крупнотоннажных судов, в перспективном плане загрузки до 2037 года — 92 грузовых судна ледового класса. Осваивается изготовление критически важного судового оборудования, что повысит уровень локализации производства и технологическую независимость нового флота. На это нацелена отдельная субсидия, ее используют 47 предприятий, которые разрабатывают 89 видов такого оборудования. С 2025 года начнется серийное производство первых образцов. Также прорабатываются новые механизмы, стимулирующие спрос на критическое судовое оборудование, чтобы обеспечить его конкурентоспособность.

До 2030 года Объединенная судостроительная корпорация в общей сложности передаст заказчику семь атомных ледоколов, заявил гендиректор Андрей Пучков. Три уже сданы, четвертый, «Якутию», планируется сдать в этом году.

Алексей Лихачев сделал акцент на реакторной установке РИТМ‑200. Ею оснащают не только ледоколы, но и плавучие АЭС (две, для энергообеспечения Баимского горно-обогатительного комбината, уже строятся). Глава «Росатома» отметил, что кроме арктических есть плавучие энергоблоки в тропическом исполнении, которыми интересуются страны Африки, Юго-­Восточной Азии: на саммите БРИКС появились новые договоренности. «Нам важно предусмотреть в рамках развития судостроения серийный выпуск плавучих атомных электростанций как в интересах российских предприятий, так и в интересах зарубежных партнеров», — объяснил Алексей Лихачев.

Гендиректор Балтзавода Александр Коновалов отчитался о работе и сроках — все по графику: «Мы на стадии изготовления секций атомного ледокола «Ленинград», в работу запущены баки металловодной защиты атомного ледокола «Сталинград» … Сегодня ожидаем выход на 3 тыс. оборотов турбины левого борта на «Якутии». «Хочу поблагодарить вас и весь коллектив завода за эту работу, — сказал в заключение Владимир Путин. — Уверен, что все планы будут реализованы».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: