«Приходишь на Северный полюс — на душе радостно»
Каким был атомный ледокольный флот вчера и каким будет завтра, почему «Ямал» называют «Зубастиком» и как стать капитаном, вы узнаете из беседы участников экспедиции «Ледокол знаний — 2024» с Русланом Сасовым.
Почему 17 августа — особенная дата для полярников?
— 17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Был получен уникальный опыт и данные о технических характеристиках судна, которые позволили расширить сроки навигации в акватории Севморпути. Вам, участникам экспедиции «Ледокол знаний», повезло совершить высадку на полюс именно в этот знаменательный день.
Какие ледоколы есть сейчас в атомфлоте?
— Родственники легендарной «Арктики» — «Ямал» (типа «Арктика») и «50 лет Победы» (модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика»). «Ямал» известен улыбкой, нарисованной на носу, мы ласково зовем его «Зубастик». Это все суда с большой осадкой. Для работы в устьях сибирских рек и на мелководье были построены однореакторные «Таймыр» и «Вайгач».
В 2020 году на трассы Северного морского пути вышел головной универсальный атомный ледокол «Арктика», в 2021 и 2022 годы введены в эксплуатацию серийные «Сибирь» и «Урал». Универсальные они потому, что могут менять осадку и работать как на мелководье, так и на открытых морских участках. В ближайшем будущем серию продолжат «Якутия», «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград». А в Приморье сейчас строятся ледоколы совершенно нового типа. Головной получил название «Россия». Он будет в два раза мощнее, чем «50 лет Победы», — 160 тыс. лошадиных сил против 75 — и сможет преодолевать лед толщиной более 4 м.
Все ледоколы ходят на Северный полюс?
— Нет. Основное их назначение — безопасные ледокольные проводки судов в акватории Севморпути. Но «Ямал» (до 2008 года. — «СР») и «50 лет Победы» иногда превращаются в пассажирские и доставляют ученых и путешественников на вершину мира.
Как стать капитаном атомного ледокола?
— Путь к званию капитана атомного ледокола начинается на судоводительском факультете, например Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова в СанктПетербурге. В дипломе не указывается, ледовый капитан или нет. Обычный диплом морского судовождения. Чтобы попасть на ледокол, нужно пройти курсы и практику на тренажере. Программы подготовки есть в Макаровке. Там при участии «Атомфлота» организован Центр морских арктических компетенций.
А как стали капитаном вы?
— Я родом из Белоруссии и со школы мечтал о море. Правда, увидел его впервые, только когда поступил в мореходное училище. В 2002 году, уже имея опыт, устроился в Мурманское морское пароходство и должен был работать в танкерной группе. Но судьба распорядилась иначе: танкерную группу закрыли, и мне предложили место на атомном ледоколе. Начал карьеру дублером четвертого помощника капитана «Ямала». В 2003 году в первый раз побывал на Северном полюсе.
Путь до назначения капитаном занял 17 лет, из которых около 11 я проработал старпомом. С 2019 года — капитан.
Вы ходили на Северный полюс десятки раз. Меняются ли впечатления? Что вы чувствуете, возвращаясь сюда снова и снова?
— Каждый раз как в первый, и всегда хочется вернуться. Приходишь на Северный полюс — на душе радостно. Особенно когда показываешь школьникам Арктику такой, какой видим ее мы, моряки, — суровой, временами неприветливой, но потрясающе красивой. Атомный ледокольный флот растет, еще больше будет построено судов ледового класса: танкеров, балкеров (для насыпных грузов. — «СР»), газовозов. Кому‑то из ребят предстоит работать на флоте, кому‑то — строить суда, кому‑то — изучать Арктику.
Справка
В пятой арктической экспедиции «Ледокол знаний», приуроченной к 65-летию «Атомфлота», побывали 63 школьника, в том числе из Армении, Белоруссии, Венгрии, Индии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Монголии, Узбекистана и ЮАР. Их сопровождали 15 экспертов, отобранных в рамках Всемирного фестиваля молодежи, который проходил в этом году на федеральной территории «Сириус».