Пеликану снится полюс: учитель года отправится в экспедицию «Ледокол знаний»
В четвертый раз за 35 сезонов конкурса «Учитель года» Гран-при «Хрустальный пеликан» достался физику. Леонид Дедюха из петербургской Академической гимназии № 56 рассказывает, почему предпочел преподавание науке, чем ему помог проект «Атомный урок» и что в финале было самым сложным.
Досье
Леонид Дедюха родился в 1991 году. Окончил Новосибирский государственный педагогический университет и работал в Новосибирске. В 2016 году стал лауреатом Всероссийского конкурса молодых учителей «Педагогический дебют». В 2017‑м переехал в СанктПетербург.
Школьная любовь
— Помните свой первый урок физики, когда вы сами сидели за партой?
— Нет, но помню первое потрясение от этого предмета. Мы проходили тепловое расширение тел, и учитель показал, как холодный металлический шар свободно проходит в кольцо, но застревает после нагрева. Картина мира для меня тогда перевернулась: я то думал, что в основе мироздания лежит математика, а тут такие чудеса! Тогда и влюбился в физику на всю жизнь.
— Наверняка подумывали стать ученым?
— Подумывал. Но при выборе профессии важно слушать свое сердце. Гораздо лучше у меня получается делиться знаниями, рассказывать об открытиях, чем пытаться совершить их самостоятельно. Потому‑то и выбрал педагогику.
— Мой первый учитель физики втолковывал классу: «Физика — это прежде всего задачи. Чем раньше вы это поймете, тем лучше». Согласны?
— Я бы поспорил. Физика в школе объясняет естественнонаучную картину мира. Делать это можно по-разному, в том числе через решение задач — не только количественных, где ответом будет значение величины или ее выражение через другие переменные, но и качественных. Я сейчас веду занятия в 8‑х и 11‑х классах разного профиля. И конечно, в классах с гуманитарной направленностью надо преподавать совсем не так, как в инженерных или физикоматематических. Но любовь к физике им тоже следует привить — только иначе, не задачами со звездочкой.
Нужны грамотные технари
— Статистика удручает: с 2019 по 2023 год число сдающих ЕГЭ по физике снизилось со 149 тыс. до 89 тыс. Правда, в этом году падение прекратилось — 91 тыс. В вашей гимназии так же?
— У нас популярны технические направления, выпускники выбирают физику, и процент сдающих год от года растет, как и средний балл: несколько лет назад он был около 60, сейчас перевалил за 80.
Вообще, заметно, что государство наконец‑то стало уделять инженерному образованию пристальное внимание. В системе среднего образования появился федеральный проект «Профессионалитет», в школах поощряется создание классов технической направленности. Я уверен, что все это вернет массовый интерес к физике.
— На общероссийском съезде учителей физики предложили изменить правила приема в вузы на физикоматематические специальности: вместо ЕГЭ по русскому языку учитывать результат по информатике. Вы за или против?
— Логика в подходе есть. На престижные направления в технических университетах большой конкурс. Профильные физику с математикой претенденты сдают примерно одинаково хорошо. Все решают баллы ЕГЭ по русскому. С этой точки зрения вроде бы правильнее учитывать результаты по информатике, а русский оценивать как «зачет», если есть 50 баллов. Но обсуждать такие предложения надо аккуратно: неграмотные гении точным наукам вряд ли нужны.
Ученик поздравил первым
— Вы работаете в школе девять лет. Есть среди ваших выпускников ученые-физики?
— Есть несколько преподавателей. Есть студент бакалавриата Института лазерных и плазменных технологий Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», готовится к защите диплома. Собирается заниматься наукой. Он поздравил меня с победой одним из первых.
— Что в финале «Учителя года» оказалось самым сложным?
— Конкурс — это целый марафон. Два первых задания, открытый урок и педагогическое интервью, 90 участников выполняли на родине предыдущего победителя Олега Янковского — в Саратове. Двадцатка лучших полетела в Москву, где испытания продолжились.
Для меня самым трудным стал брифинг экспертов: пятеро участников в реальном времени отвечают на вопросы, демонстрируя профессиональный кругозор и педагогическую грамотность. Меня спрашивали, к примеру, по каким критериям я оцениваю успешность собственной деятельности. Вопрос коварный: я еще и классный руководитель, а там простым средним баллом контрольных мероприятий не отвертишься. Наверное, я справился, раз мои ответы оценили так высоко.
— Вы амбассадор «Атомного урока». Какую пользу извлекли из этого просветительского проекта?
— Я дебютировал в «Атомном уроке» в апреле. Привлекать молодых учителей к просветительским проектам «Росатома» — прекрасная идея. Меня попросили рассказать в Калининградской области о построении полной цепочки производства литиевой продукции. Один урок включили в программу смены «Просто о науке!» для одаренных школьников региона, еще два прошли в Немане и в Советске.
Я изучил теорию и практику в вопросе накопления энергии. На строящейся в Немане гигафабрике мы общались с настоящими энтузиастами своего дела — досконально знающими предмет специалистами. Впечатления самые позитивные.
— Как учитель года вы отправитесь на атомном ледоколе на Северный полюс. «Хрустального пеликана» с собой возьмете?
— Хорошая мысль! Он пока живет в гимназии. Конечно, надо будет его как следует укутать, чтобы не замерз и не разбился. Уже мечтаю, что проведу на борту серию уроков об инженерных системах современных атомоходов. А потом повторю ее в своей гимназии.