Хороший знак: как юристы «Росатома» отбили атаку на отраслевой бренд
Департаменту правовой и корпоративной работы (ДПКР) госкорпорации приходится распутывать немало детективных историй. Так, в Китае один хитрый гражданин хотел присвоить товарный знак ROSATOM. Остановить его удалось буквально в последний момент.
Подробностей этих событий раскрывать нельзя, но суть опишем. Итак, ДПКР на сегодня обеспечил регистрацию обозначения ROSATOM в качестве товарного знака более чем в 70 странах мира, в том числе в Китае, и в настоящее время обеспечивает его поддержание в силе.
В начале года сотрудники департамента узнали, что индивидуальный заявитель (назовем его «Оппонент» — детектив‑то у нас юридический) в Китае оспаривает регистрацию товарного знака ROSATOM в отношении товаров 4‑го класса Международной классификации товаров и услуг (топливо, электрическая энергия и проч.). Основание — «Росатом» не использует этот товарный знак на территории КНР.
Если бы уполномоченное ведомство удовлетворило заявление об аннулировании товарного знака, Оппонент стал бы его правообладателем и на законных основаниях мог ограничить использование обозначения ROSATOM на территории Китая в корыстных интересах. Это, в свою очередь, могло создать серьезные препятствия для отраслевых проектов в Китае. Допустить такое развитие событий было никак нельзя: Китай — один из основных партнеров «Росатома».
Какой детектив обходится без погони? В этой истории она тоже была — погоня за временем. Ответ «Росатома» на заявление об аннулировании нужно было предоставить в течение двух месяцев, а до этого подготовить доказательственную базу, перевести все документы на китайский язык, но главное — срочно провести закупочную процедуру, так как для взаимодействия с уполномоченным ведомством Китая необходим китайский представитель.
Формирование доказательственной базы — процесс сам по себе непростой: нужно соблюсти все требования защиты информации, не передать лишнего, в обязательном порядке получить заключение постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны и разрешение на информационный обмен. В нашем сюжете дело осложнялось тем, что дни до часа икс стремительно таяли. В общем, с учетом разницы во времени с Китаем ответ успели подать буквально в последний день.
Китайские консультанты в сфере правовой охраны и защиты товарных знаков предупреждали, что вероятность принятия уполномоченным ведомством КНР решения в пользу «Росатома» крайне мала. Такова сложившаяся практика. Но оказались неправы: позицию «Росатома» ведомство поддержало, Оппоненту в прекращении охраны товарного знака было отказано.
Конец этой истории оказался счастливым. «Росатом» сохранил исключительное право на свой товарный знак и не допустил формирования негативной практики, которая могла побудить других «оппонентов» из числа индивидуальных заявителей побороться за наш бренд в целях извлечения материальной выгоды.
В ДПКР подчеркивают: это первый в их практике случай, когда третье лицо намеревалось аннулировать регистрацию товарного знака на основании неиспользования, раньше сложности возникали лишь на первоначальном этапе регистрации товарных знаков в Китае. Рынок там высококонкурентный, и не исключено, что подобные заявления могут подать и другие лица. Тем важнее знать об этом прецеденте соответствующим службам организаций «Росатома», чтобы на постоянной основе скрупулезно формировать доказательственную базу в отношении товарных знаков, которые фигурируют в лицензионных договорах, иметь под рукой все документы для защиты прав. Причем не только в Китае.
ДПКР благодарит за помощь в сборе доказательств департамент глобального развития «Росатома», частное учреждение «Росатом Международная сеть», а также компании «ТВЭЛ», «Росатом Сервис», «АСЭ», «Росатом Технологии здоровья» и Опытное конструкторское бюро машиностроения им. Африкантова.