Язык Адама и лингвиста Сергодеева: профессор МИФИ победил во всероссийском литературном конкурсе

Работу Ильи Сергодеева отметила Ассоциация союзов писателей и издателей России. Сотрудник кафедры философии и лингвистики Снежинского физико-технического института (СФТИ), филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», проведет три недели в литературной резиденции для авторов нон-фикшена в Самаре. «СР» профессор рассказал, кому в «большом МИФИ» преподают латынь, чем на литературном поприще ему помогла книга о квантовой механике и почему молчание — ​это тоже язык.

ДОСЬЕ

Илье Сергодееву 35 лет. Окончил Челябинский государственный университет в 2012 году по специальности «перевод и переводоведение». В 2021 году в Уральском федеральном университете защитил докторскую диссертацию по специальности «теория языка».

Интерес к английскому невысок

— Что вы ведете в институте?

— Преподаю студентам и аспирантам английский язык. Два года назад на факультете среднего профессионального образования открыли специальность «сестринское дело», и я веду там медицинскую латынь. В СФТИ у меня полная загрузка — ​свыше десятка групп. По совместительству работаю в Челябинском госуниверситете. В прошлом учебном году на факультете лингвистики вел курсы технического перевода и информационных технологий в переводе — ​это о том, как корректно использовать искусственный интеллект, чтобы облегчить себе работу.

— Вы преподаете 12 лет. Есть заметные сдвиги в отношении студентов к вашему предмету, в их общем уровне владения английским?

— Сильных изменений не вижу. По моему опыту, в целом уровень английского у студентов, увы, оставляет желать лучшего. Конечно, есть по-настоящему увлеченные ребята, у которых это любимый предмет, но их и в прошлом десятилетии, и сейчас меньшинство.

— В чем, на ваш взгляд, причина? Кто и где недорабатывает?

— Основная причина — ​нет мотивации. В средней школе не могут или не хотят объяснить, что английский — ​язык не только международного общения, но и научной коммуникации, добычи, если хотите, актуальных знаний по физико-математическим специальностям. Наука развивается бешеными темпами, и как иначе быть в курсе последних открытий, если не читать периодические издания на английском? А в институте частенько приходится слышать: «Зато у меня с русским все в порядке!» В вузе изменить мы почти ничего не успеваем: английского мало, для большинства групп всего одна пара в неделю.

Вдохновившись трудом Стивена Хокинга

— Ваша книга «Язык Адама. Как и зачем человек заговорил, придумал искусство и зашифровал в нем послания» — ​это литературный дебют?

— Да. На него ушло три года. Прежде была монография со сложным названием «Динамика смыслового комплекса интертекстуальных единиц в поэтическом тексте», но то труд научный.

— Как вы определяете жанр новой книги?

— Нон-фикшен, современная лингвистика для широкого круга читателей. Далеко не все четко представляют области интересов этой науки. Иногда даже профессиональные лингвисты затрудняются сформулировать, чем именно они занимаются. Мне показалось, что пришла пора это исправить. Начать работу подтолкнула книга Стивена Хокинга «Краткая история времени». Поразило, как просто можно рассказать о столь сложных вещах. Попробовал сделать нечто подобное — ​только не о квантовой механике, а о языке.

— Сложно было победить в конкурсе?

— Я подписан на группу организаторов во «Вконтакте». Увидел объявление о конкурсе произведений нон-фикшена по традиционной культуре и гуманитарным исследованиям. Собственно, все мое участие свелось к заполнению заявки. Книга, видимо, идеально угодила в направленность конкурса. Иначе не могу объяснить, как удалось попасть в шестерку победителей, большинство которых из Москвы или Санкт-Петербурга. Уже есть издательства, заинтересованные в печати рукописи; надеюсь, в этом году она увидит свет. В литературной резиденции я отшлифую текст с редактором.

Молчание не только золото

— В книге вы много места отводите возникновению языка и разбираете лженаучные версии и наших, и иностранных ученых.

— Был такой академик Николай Марр, задумавший свести вообще все слова всех известных языков к нескольким изначальным корням: -сал-, -бер-, -йон-, -рош-. Типичная лженаука, не только ничего не объясняющая, но и не выдерживающая, на мой взгляд, элементарной критики. Американец Терренс Диксон утверждал, что язык — ​вирус, колонизировавший наш мозг и успешно развивающийся в симбиозе с человеческим организмом. Подобные утверждения мне напоминают тезис о том, что Земля плоская. Вообще, типичная беда любительской лингвистики в том, что ее адепты не догадываются о существующем уже в течение двух с лишним веков научном подходе, а также о повлиявших на его развитие важных открытиях в генетике, археологии, истории.

— А вы сами какого мнения придерживаетесь?

— Собственной гипотезы происхождения языка у меня нет. Но я придерживаюсь версии, распространенной в научном сообществе больше других и хорошо согласующейся с современными генетическими данными и исследованиями мозга человека. Считается, что язык возник у Homo sapiens из-за генетической мутации, закрепившейся в результате естественного отбора. Появился он в первую очередь как средство познания себя и окружающего мира — ​то есть как форма мышления. И уже позднее стал средством общения индивидуумов.

— Вы пишете, что молчание — ​это тоже язык.

— Да, в третьей части. Сначала немного о том, почему частей три. Лингвисты выделяют три состояния языка: языковое, речевое и текстовое. Речевое — ​это слово само по себе. Так, слово «слово» вне контекста интерпретировать можно по-разному. В речевом состоянии важен контекст — ​например, «Слово о полку Игореве». А для текстового состояния первостепенен поэтический контекст, не свойственный речи и вообще не связанный со словарем. Например, евангельская фраза «В начале было Слово, и Слово было у Бога» нуждается в дополнительных осмыслении и толковании.

Так вот, опираясь на это фундаментальное членение, я разбил книгу на части. И в третьей концентрируюсь на поэзии, которую склонен отделять от литературы. Поэзия может быть в музыке, в живописи, да и в жизни. Например, подвиг тоже поэзия. И в этом смысле молчание — ​язык. Иной раз невысказанным или недосказанным сказать можно гораздо больше, чем самыми громкими словами. Вспомните «Невыразимое» Василия Жуковского: «Все необъятное в единый вздох теснится, и лишь молчание понятно говорит».

«Литературные резиденции»

Проект Ассоциации союзов писателей и издателей России заключается в поиске и поддержке новых талантливых авторов. Победителей приглашают провести 20 дней в «спокойствии, трудах и вдохновенье» и завершить рукопись (выражаясь прозаично, оплачивают проезд, комфортный номер с трехразовым питанием в гостинице или доме отдыха в живописном месте). Условия для творчества идеальные: работа в уединении, общение с другими литераторами, встречи с читателями.

ПЯТЬ ТЕЗИСОВ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЯЗЫКА

  • В головном мозге человека заложен универсальный язык мысли, позволяющий не только общаться с другими людьми, но и вести внутренний диалог, планировать свои действия, накапливать и передавать знания другим поколениям.
  • Языки отдельных народов — русский, английский, китайский и все остальные — это способы трансляции единого для всех людей языка мысли во внешний мир. Структура любого языка напоминает конструктор: фонемы, то есть самые маленькие элементы, складываются в потенциально бесконечные последовательности слов и предложений.
  • Язык — не только навык, который можно приобрести или потерять, но и природный объект, представленный в человеческом мозге на генетическом уровне. За связность и восприятие речи отвечают мозговые зоны Брока и Вернике, а ее акустические свойства в том числе зависят от состава гена FOXP2.
  • Актуальные данные генетики и археологии дают основания предполагать, что язык человека в том виде, в каком мы его знаем, возник в Южной Африке примерно 140–200 тысяч лет назад. Эти цифры соотносятся и с хронологией миграций первых Homo sapiens из Африканского континента.
  • Среди всех существующих версий возникновения языка наиболее правдоподобной видится гипотеза мутаций, благодаря которым в головном мозге человека сформировались проводящие пути — кольцо, соединяющее языковые зоны в дорсальной части с языковыми зонами в вентральной части мозга. Доказательством будем считать то, что это кольцо отсутствует у других гоминид, а в мозге человека формируется к двум-трем годам — как раз когда у ребенка происходит развитие языковых навыков.

    Отрывок из книги Ильи Сергодеева «Язык Адама. Как и зачем человек заговорил, придумал искусство и зашифровал в нем послания»
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: