В этом году Всемирный день донора костного мозга выпал на 21 сентября. Хороший повод влиться в ряды неравнодушных и дать шанс на жизнь своему генетическому близнецу. Сегодня в Федеральном регистре доноров костного мозга зарегистрированы около 216 тыс. россиян, из них 500 сотрудников «Росатома». Вот две вдохновляющие истории.

«Согласилась без сомнений и раздумий»

Екатерина Алексеева — ​начальник отдела проектирования систем обеспечения информационной безопасности компании «Росатом Автоматизированные системы управления» (РАСУ). Она вступила в Федеральный регистр доноров костного мозга в 2018 году — ​сдала анализ крови в лаборатории и получила сертификат.

«Мне позвонили из московского Национального медицинского центра гематологии лишь в сентябре 2023 года, — ​вспоминает Екатерина Алексеева. — ​Неожиданно: за пять лет я уже и подзабыла, что стала донором. Сообщили, что есть предварительное совпадение с реципиентом, и уточнили, не передумала ли я делать донацию. Я согласилась сразу, без сомнений и раздумий».

Атомщицу попросили приехать в Москву на детальное типирование. Чтобы костный мозг прижился, реципиент с донором должны совпадать генетически — ​это и планировали проверить.

«Когда мне сообщили, что я точно подхожу, я и обрадовалась, и загрустила. С одной стороны, здорово, что где‑то есть твой генетический близнец, а с другой — ​этот близнец столкнулся с тяжелой болезнью и нуждается в помощи, — ​рассказывает Екатерина Алексеева. — ​Я проходила полное обследование дважды. В первый раз уже были готовы к донации, но состояние реципиента ухудшилось, и пересадку перенесли больше чем на два месяца. Когда реципиенту удалось достигнуть ремиссии, я вновь приехала на процедуру».

Перед донацией Екатерина Алексеева дважды в день ходила на уколы, стимулирующие выброс стволовых клеток в кровь. «Это абсолютно безопасно и переносится терпимо: немного ломоты и головной боли. Это ничто, когда знаешь, что можешь спасти жизнь человеку. После пяти дней сдала анализ — ​содержание клеток в крови было достаточным», — ​говорит Екатерина Алексеева.

Сама процедура проходит аналогично забору компонентов крови: из одной вены забирают кровь, прогоняют через аппарат, отбирающий нужные клетки, и также через вену кровь поступает обратно в организм. Процедура занимает около пяти часов.

Екатерина Алексеева с сердцем — символом донорства костного мозга

«Все это время рядом с тобой находятся специалисты клиники, очень вежливые и заботливые. Вены у меня тонкие, забор шел медленно. Но после донации я быстро восстановилась» — ​рассказывает Екатерина Алексеева.

Трансплантация не дает стопроцентной гарантии, что клетки приживутся, поэтому по закону пообщаться с реципиентом можно только через два года после нее. Екатерина Алексеева обменялась со своим близнецом анонимными записками и загадала желание, чтобы жизнь победила. Она с нетерпением ждет встречи с ним, чтобы лично пожелать долгой счастливой жизни. И, конечно, обнять.

«Здравствуйте, я ваш донор»

Валентина Гришина — ​экономист, работает во Всероссийском научно-­исследовательском институте экспериментальной физики (ВНИИЭФ). О регистре доноров костного мозга узнала из соцсетей: ​в одном из нижегородских пабликов анонсировали акции по сдаче анализов еще в 2018 году. Вступить было несложно: понадобилось сдать кровь из вены и заполнить свою анкету. В 2020‑м Валентине Гришиной позвонили из московской клиники — ​обнаружилось совпадение. В том же году она стала донором.

«В феврале 2025 года у нас с реципиентом юбилей — ​пять лет со дня передачи клеток. Это женщина, почти моя ровесница. Как и я, мама двоих детей. Спустя два года после донации мы встретились», — ​рассказывает наша героиня.

Реципиент Валентины Гришиной — ​Стефания Романова, стилистка из Санкт­Петербурга. Девушки по сей день тесно общаются и по праздникам отправляют друг другу подарки.

«Наша встреча была очень забавной. В День святого Валентина в 2022 году мне звонит неизвестная девушка и говорит: «Здравствуйте, я ​Валентина. Я ваш донор». У меня аж руки затряслись, это ведь я должна была ей позвонить! — ​вспоминает Стефания Романова. — ​Когда мы встретились, Валентина расплакалась от нахлынувших чувств. А я, натура не очень эмоциональная, думаю, чего это я не плачу? У нас много общего. Помимо того, что мы ровесницы, мы обе любим кошек и автопутешествия. Хотя, возможно, любви к поездкам на автомобиле я у нее набралась. А еще мне кажется, что после трансплантации у меня появилась новая способность — ​больше считать и анализировать. Валентина экономист, и мне кажется, что это неспроста. Я рада, что мы стали так близки и ее кровь течет внутри меня. Целый человек — ​и он во мне!»

Присоединяйтесь

Ежегодно в трансплантации костного мозга нуждаются около 5 тыс. россиян с онкологическими и гематологическими заболеваниями, но только для 20 % удается подобрать донора. Когда тяжелобольному человеку нужна трансплантация, в регистре ищут его генетического близнеца. Чтобы костный мозг прижился, реципиент с донором должны совпадать генетически — ​это большая редкость, шансы 1:10 000. Чем больше потенциальных доноров, тем шансы выше. Если находят совпадение, координатор из клиники звонит потенциальному донору, чтобы подтвердить его согласие на процедуру забора костного мозга.

Подробнее о донорстве костного мозга и о том, как записаться в регистр, можно узнать на сайте совместного проекта «Росатома» и Федерального медико-биологического агентства России ​редкоесовпадение.рф.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: