Уроки радиохимии: стартовал второй сезон научной школы «Радиохимические технологии»
Признанные ученые раскрывают молодым коллегам секреты мастерства — в Нижнем Новгороде.
Школа для общения
Начальник лаборатории НИИ НПО «Луч» Владислав Туманов в отрасли с 2022 года. Его лаборатория занимается топливом для высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов (ВТГР) и технологией получения высокочистого фосфора. «Всего через пару месяцев после прихода в «Росатом» мне предложили стать слушателем научной школы по радиохимии, — вспоминает Владислав Туманов. — Обучение помогло мне погрузиться в отраслевой контекст». В этом году он вернулся — уже в качестве лектора, рассказывал о TRISO — трехкомпонентном изотропном топливе, которое планируют использовать в ВТГР.
Разделение на учеников и учителей в школе довольно условное. «Я специально приехал пораньше, чтобы послушать других лекторов — всегда есть чему поучиться у профессионалов, — говорит Владимир Петров, доцент кафедры радиохимии химического факультета Московского государственного университета (МГУ) им. Ломоносова (сам он читал лекцию о фундаментальных основах радиохимии и разделительной химии). — В школах «Росатома» живое общение, преподаватели открыты для вопросов и даже дискуссий. При таком прямом контакте рождаются идеи, а непонятные или забытые вещи рассматриваются под другим углом и подчас становятся более ясными».
В науку с головой
«В этом сезоне у нас 67 слушателей из 14 организаций четырех дивизионов «Росатома», — сообщает Надежда Жафарова, руководитель проектного офиса по развитию кадрового научного потенциала частного учреждения «Наука и инновации».
Первый модуль начался с технического тура в Нижегородский государственный технический университет и знакомства с передовыми научно-исследовательскими лабораториями. Лекции проходили в Академии «Маяк» им. Сахарова. «Площадка потрясающая, техническое оснащение лектория позволило погрузиться в атомную науку с головой», — делится впечатлениями инженер лаборатории технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) Радиевого института им. Хлопина Егор Корочкин.
«Темы модуля определяет руководитель научной школы, радиохимик Андрей Шадрин, — рассказывает Надежда Жафарова. — Под эти темы он подбирает лекторов — ведущих специалистов, признанных ученых. В этом году мы добавили в программу сессии по целеполаганию, навыкам выступлений и подготовке презентаций».
Лекционная программа
Первоочередные и перспективные задачи отраслевой радиохимии обрисовал директор по государственной политике в области радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов Василий Тинин. Генеральный конструктор проектного направления «Прорыв» Вадим Лемехов говорил о технологических особенностях тепловых и быстрых реакторов, основе ядерной энергетики будущего. На топливных циклах и требованиях к переработке ОЯТ остановился заместитель директора частного учреждения «Наука и инновации» Андрей Шадрин.
Ученые предприятий и институтов «Росатома» рассказали об инновационных малых и высокотемпературных газоохлаждаемых реакторах, с ОЯТ которых предстоит разбираться радиохимикам. Специалисты из МГУ прочитали лекции об основах радиохимии, термодинамике водных растворов радионуклидов, методах разделения, взаимодействии ионизирующего излучения с веществом.
Лаборантке центральной заводской лаборатории «Маяка» Оксане Пичуговой больше всего понравилась лекция Петра Матвеева о спектроскопии поглощения рентгеновского излучения в радиохимии: «Тема напрямую связана с моей основной работой. Мы надеемся перенять опыт создания лабораторного рентгеновского спектрометра у коллег из МГУ».
Егор Корочкин не в первый раз на лекциях доцента кафедры радиохимии химфака МГУ Владимира Петрова, говорит, что очень нравится его подача материала: «Грамотный специалист, который умеет интересно выступать».
Карьера после учебы
Программа научной школы по радиохимии включает четыре модуля. Она завершится в конце 2025 года. «Мы следим за прогрессом выпускников, большинство показывают прекрасные результаты, — говорит Надежда Жафарова. — Все без исключения вовлечены в важные научноисследовательские работы, 20 % — руководители проектов. 36 % выпускников сделали минимум одно научное открытие».
«На втором году обучения меня назначили руководителем проекта, входящего в единый отраслевой тематический план «Росатома» по направлению «Ядерная медицина». После школы по радиохимии я защитила кандидатскую диссертацию по специальности «радиохимия» в МГУ, — рассказывает выпускница 2023 года, начальница лаборатории Радиевого института им. Хлопина Маргарита Тюпина. — Школа по радиохимии дает прекрасные знания, знакомства и живое общение с экспертами, коллегами с других предприятий».
О проекте
Научные школы «Росатома» организованы для того, чтобы расширить кругозор молодых ученых и предоставить им доступ к результатам актуальных исследований. Формат предполагает полное погружение в проблематику. Два раза в год на несколько дней участники собираются на лекции, мастерклассы, дискуссии, технические туры. По итогам каждый слушатель представляет план своего дальнейшего профессионального развития.
Этот отраслевой проект реализуется с 2019 года. Помимо радиохимической, есть школа по радиационному материаловедению, а с этого года — и школа «Новые материалы и технологии для перспективных энергетических систем». Там готовят специалистов по основным направлениям одноименного федерального проекта комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ».
Андрей Шадрин
Председатель экспертного совета школы «Радиохимические технологии», заместитель директора частного учреждения «Наука и инновации»
— В отрасли реализуется ряд проектов, которые необходимы для развития двухкомпонентной атомной энергетики. Так, до 2030 года планируется модернизировать завод РТ‑1 на «Маяке», начать промышленную переработку ОЯТ в опытнодемонстрационном центре на Горно-химическом комбинате, запустить модуль переработки опытно-демонстрационного энергокомплекса на Сибирском химкомбинате. Для всех этих проектов необходимы квалифицированные кадры, поэтому так важно обеспечить качественную подготовку радиохимиков и помочь молодым специалистам расширить область знаний.