Путешественник Федор Конюхов и пилот Игорь Потапкин первыми в мире добрались до Северного полюса на двухместном паралете. Вот пять фактов об уникальной экспедиции, которая стала возможна во многом благодаря углеродным материалам и стеклоткани композитного дивизиона «Росатома».

1

Паралет (мотопараплан) стартовал со льдины длиной всего около 150 м. Найти в июле на 86-м градусе северной широты льдину с относительно ровной, без луж поверхностью оказалось непросто — еще одно свидетельство глобального потепления.

Взлет проходил в условиях пасмурной погоды и низкой облачности
2

Вес паралета с пилотами, топливом и оборудованием для лагеря (примус, минимальный набор для выживания в Арктике) чуть превысил 500 кг. Вместимость баков позволяла взять 190 л горючего, но из опасения критического увеличения взлетной массы ограничились 150 л АИ-95.

Инженерам поставили задачу сделать прочную и легкую конструкцию
3

Путь протяженностью 440,51 км занял 10 часов 13 минут (старт 7 июля в 16:29, приземление 8 июля в 2:42 по московскому времени). Средняя скорость составила 47 км/ч. Ближе к полюсу летели уже 30 км/ч, так как попали в зону встречно-бокового ветра.

Это новый мировой рекорд дальности полета на двухместном мотопараплане в высоких широтах Арктики. Предыдущий тоже принадлежит Федору Конюхову и Игорю Потапкину: в 2022 году они за три часа преодолели 172 км, но вершины Земли не достигли. На основе первого опыта в конструкцию паралета внесли изменения. В частности, в Передовой инженерной школе «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого был разработан новый обтекатель.

Перед отправкой к месту старта на атомном ледоколе «50 лет Победы»
4

Нижняя часть обтекателя мотопараплана имеет форму лодки, передняя напоминает капот машины. Боковые панели закрывают топливные баки. Обтекатель изготовили, используя однонаправленную и мультиаксиальную углеродные ткани и двунаправленную стеклоткань. Общий вес конструкции составил всего 23 кг, что вызвало большой интерес профессиональных авиаторов. Ранее «Росатом» обеспечил команду Федора Конюхова материалами для постройки корпуса исследовательского катамарана на солнечной энергии NOVA для пересечения океанов

Обтекатель паралета изготовлен с использованием углеродной ткани
5

Приземлившись на полюсе, экипаж связался по спутниковому телефону с капитанским мостиком ледокола «50 лет Победы», доложил об успешном перелете, разбил лагерь и приготовился к дрейфу. На следующий день ледокол забрал Игоря Потапкина, Федор Конюхов остался на льдине. Три недели в одиночном дрейфе он будет работать по научной программе Института океанологии им. Ширшова РАН. С помощью цифрового сейсмографа с автономной системой питания путешественник должен сделать сплошную запись сейсмической активности дна Северного Ледовитого океана в районе полюса в условиях полной тишины, достичь которой в многолюдной экспедиции невозможно. На борт ледокола «50 лет Победы» Федор Конюхов поднимется только 30 или 31 июля, когда атомоход придет на Северный полюс с очередной группой туристов.

Три палатки для трехнедельного дрейфа Федора Конюхова: жилая, склад и часовня

Александр Тюнин
Гендиректор композитного дивизиона «Росатома»

— Композитные материалы — основополагающие в конструкциях самолетов, космических аппаратов. Использование наших материалов — логичное, а главное — эффективное решение, которое, я уверен, помогло не только создать прочную и легкую конструкцию паралета, но и снизить расход топлива.

Федор Конюхов

— Я признателен команде «Росатома» за поддержку моих начинаний. Россия достигла больших успехов в производстве качественного углеволокна, и я горжусь нашими производителями и инженерами, благодаря которым к Северному полюсу за рекордом мы с Игорем полетели на полностью российском паралете с уникальными характеристиками.

В Клубе полярных путешествий не сомневались, что рекордный полет состоится
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: