Как проводить масштабные ремонты в условиях санкций: интервью с директором Ростовской АЭС
На модернизацию оборудования Ростовской АЭС в этом году планируется потратить более 5,5 млрд рублей. Большая часть средств пойдет на работы в рамках продления срока эксплуатации энергоблока № 1. Как проводить масштабные ремонты в условиях санкций, что делается для бесперебойной поставки запчастей и комплектующих, чем привлечь и удержать специалистов? На эти и другие вопросы отвечает директор Ростовской атомной станции Андрей Сальников.
ДОСЬЕ
Андрей Сальников родился 10 октября 1960 года в Нефтекамске (Башкирия). В 1986 году окончил Томский политехнический институт и пришел работать на Запорожскую АЭС. За 14 лет прошел путь от оператора реакторного отделения до начальника смены блока. На Ростовской АЭС трудится с января 2000-го. С 2006 по 2008 год — главный инженер, с апреля 2012 года по нынешнее время — директор станции.
Ремонт четырех
— В начале года прошел ремонт на энергоблоке № 4, в июне начался на блоке № 3, до конца года плановопредупредительные ремонты (ППР) стартуют на двух других блоках. В чем суть такой масштабной ремонтной кампании?
— На всех четырех блоках мы проводим ремонт реакторной установки с частичной выгрузкой топлива из активной зоны и ремонт основного оборудования реактора, а также систем безопасности, цилиндра низкого давления турбины, турбогенератора с выводом ротора и основного оборудования турбинного отделения. Кроме того, намечены работы по модернизации системы аварийного энергоснабжения блоков, системы автоматического регулирования и защиты турбин, по дооснащению резервных дизель- генераторных установок устройствами диагностики. Работы по модернизации коснутся всех четырех энергоблоков, но самые затратные по времени и ресурсам будут выполнены на энергоблоке № 1 в рамках программы продления срока его эксплуатации.
— И во сколько обойдется модернизация?
— Планируется потратить более 5,5 млрд рублей. 80 % от этой суммы направим на первый блок, ППР на котором в этом году продлится значительно дольше обычного — 110 суток (обычные ремонты занимают в среднем около месяца. — «СР»).
Что? Как? На чем?
— Вы нашли новых отечественных поставщиков оборудования и комплектующих? Проблем с поставками не ожидаете?
— Когда стало понятно, что санкции — это надолго, мы стали искать варианты, как минимизировать зависимость от роста цен, усложняющейся логистики, удлиняющихся сроков поставок комплектующих. По шли несколькими путями. Вопервых, полностью обновили наш станочный парк, чтобы часть необходимых комплектующих изготавливать самостоятельно. Причем не просто обновили, а существенно расширили его возможности. Сейчас у нас в наличии практически полная линейка нового станочного оборудования, в том числе с программным управлением. Это ответ на вопрос «на чем делать?».
Следующие вопросы: что и как делать? К ним мы тоже подошли серьезно, создали квалифицированную конструкторскую группу, которая занимается реинжинирингом. Перед ней поставили задачу определить номенклатуру необходимых запчастей и комплектующих, с проблемами в поставках которых мы уже столкнулись, и понять, что из этого списка можем делать сами. Хочу поблагодарить центральный аппарат концерна за помощь в организации работы с конструкторской документацией. Было непросто, но теперь мы вошли в рабочий график, процедура налажена, и заместитель главного инженера по ремонту каждый месяц докладывает мне о разработках, экспертизе конструкторской документации и исполнении графика изготовления комплектующих и запчастей. Сейчас на производственной площадке Ростовской АЭС выпускается более 150 видов деталей для технического обслуживания и ремонта арматуры, насосного и турбинного оборудования. Оси, валы, штоки арматуры, втулки — это детали, массово использующиеся для техобслуживания, модернизации и ремонта. Есть запчасти, которые требуют проведения термического отжига — закалки металла. У нас была своя печь, но небольшая, рассчитанная на мелкие детали. Для термического отжига крупных деталей мы договаривались с другими предприятиями. Согласитесь, это не всегда удобно, у наших партнеров есть свои производственные планы, лучше рассчитывать на себя. Сегодня мы готовим к запуску собственный участок отжига. Обучили персонал, выделили помещение, закупаем оборудование. Печь уже пришла. Ждем поставки специальной ванны для охлаждения. Дальше этап строительно- монтажных работ, эта процедура займет еще где-то полгода. Рассчитываем, что к началу следующего года у нас появится свой полноценный участок термоотжига.
— А как дела с импортозамещением более серьезного оборудования, которое не изготовить самостоятельно?
— Практически все наши партнеры сегодня находятся в контуре «Росатома». Запчасти к насосному оборудованию — это Центральное конструкторское бюро машиностроения из Санкт- Петербурга. По арматуре — Центральное конструкторское бюро автоматики и ВНИИАЭС. В свое время шведская фирма «Беннинг» поставляла на нашу атомную станцию оборудование, которое теперь ушло с рынка, но мы нашли российское предприятие, которое берется сделать оборудование не хуже. Провели переговоры, составили график работы и планируем в течение года получить первые образцы для апробации на площадке Ростовской АЭС.
Непросто идет работа по комплектующим для дизель-генераторов, у нас на всех четырех блоках дизель-генераторы одного производителя из Хорватии, ищем решение по замене поставщика. По резинотехническим изделиям разработали свою конструкторскую документацию, нашли производителя, сделали опытные образцы. Одно предприятие находится у нас в Волгодонске, второе — в Санкт- Петербурге. Сегодня мы эти изделия уже испытываем на площадке Ростовской АЭС. Если говорить о более сложной номенклатуре, то в концерне разработан подробный план по импортозамещению. Будем реализовывать его все вместе.
Работа над ошибками
— Ростовская АЭС по состоянию на конец первого квартала 2024 года вышла на самый верхний показатель уровня безопасности и эффективности по оценке ВАО АЭС (Всемирная ассоциация организаций, эксплуатирующих атомные электростанции). Сегодня все четыре энергоблока станции находятся в первом квартиле и имеют индекс ВАО АЭС, равный 100. Что это значит?
— Сегодня в мире эксплуатируются 387 атомных реакторов. По уровню безопасности и эффективности эксплуатации они разнесены по четырем группам — квартилям. В первом квартиле — энергоблоки с самыми высокими значениями показателей безопасности и эффективности эксплуатации и индекса ВАО АЭС. Индекс ВАО АЭС — это обобщенный показатель для комплексной оценки уровня эффективности эксплуатации. Его значение рассчитывается для каждого энергоблока на основе 10 показателей эффективности. На конец первого квартала этого года 100 энергоблоков из 387 имеют индекс 100, в их числе и все четыре энергоблока Ростовской АЭС. Это высокая оценка, но точно не повод для самоуспокоения. Безопасность — путь бесконечного совершенствования.
— Самоуспокоенность может быть чревата?
— Да, и 2022 год преподнес нам такой урок — на станции было несколько происшествий, связанных с ошибками персонала. Естественно, возник вопрос: как это могло произойти? Вроде бы все процедуры выдержаны, все приемы отработаны, все нормативные требования выполняются, а персонал все равно совершает ошибки. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что либо процедуры слишком формализованы, либо мы не смогли достучаться до людей, и они не воспринимают следование инструкциям и процедурам как абсолютный приоритет. Если старые методы работы с персоналом не работают, значит, нужно искать новые. Ищем нетривиальные подходы к работе с персоналом, пытаемся уходить от формализма.
— А можно подробнее про нетривиальный подход? И как он сочетается со стандартами безопасности: жесткими регламентами, инструкциями?
— Правила и регламенты — это аксиома, скрижали. Но если стандартные подходы к их соблюдению работают не на 100 процентов, значит, надо искать нестандартные. Я взял за правило ходить на первичные экзамены персонала, который работает на блочном щите управления. Это не моя обязанность, у этой категории сотрудников председатель экзаменационной комиссии — главный инженер. Но я решил лично присутствовать на проверке знаний людей, чья работа сопряжена с высочайшим уровнем ответственности. Проанализировав ответы оперативников, я понял, что иногда даже простейшие правила по безопасности, например, пожарной, они черпают из нескольких источников — перелопачивают массу инструкций и документов, где среди часто дублирующейся информации можно не заметить важное и новое. В итоге поставил задачу перед учебно- тренировочным подразделением сделать емкую выжимку из разных инструкций по пожарной безопасности. И они сделали такой документ, в нем есть все, что нужно в обязательном порядке знать про пожарную безопасность конкретно на Ростовской атомной станции. Аналогичную работу мы провели и в области охраны труда, разработав памятку действий при несчастном случае, первые пять шагов. Получилась небольшая удобная книжечка, которая легко помещается в карман. Напечатали тираж в несколько сотен экземпляров. Эта памятка, как и пропуск, всегда должна быть в кармане спецодежды оперативного персонала. Данную практику мы распространим на весь технический персонал атомной станции.
Некоторым нравится похолоднее
— Ростовская АЭС — самая южная в стране. В этом году вновь обещают жаркое лето. Каковы перспективы строительства комплекса вентиляторных градирен для блока № 4?
— Сегодня, когда за бортом уже +36, на четвертом блоке вступают в действие ограничения по температурному состоянию, идет разгрузка, мы теряем выработку и, соответственно, выручку. На третьем же блоке третий год работают вентиляторные градирни, построенные в помощь испарительным. Это технологическое решение позволяет блоку нести номинальную нагрузку и даже чуть больше, сегодня работаем на 104 %. Поясню. Охлаждение конденсаторов турбины энергоблоков № 1 и 2 нашей АЭС осуществляется через водоем- охладитель, а энергоблоков № 3 и 4 — через башенные испарительные градирни. В 2021 году для снижения нагрузки на градирню третьего энергоблока ввели в эксплуатацию комплекс вентиляторных градирен. Они работают только в жару, когда температура воздуха поднимается выше 30 градусов, это позволяет в условиях высоких температур не снижать мощность реактора. Сегодня мы приступаем к строительству комплекса таких же вентиляторных градирен для четвертого блока. Разработали проект, он проходит госэкспертизу, рассчитываем в конце августа — середине сентября получить положительное заключение и в конце года приступить к сооружению котлована.
Человеку должно быть комфортно
— Сегодня кадровый вопрос — один из основных и в стране, и в отрасли, и в концерне. Чем Ростовская АЭС и Волгодонск могут привлечь молодых специалистов и удержать профессионалов?
— Сейчас на Ростовской АЭС работает около 3,3 тыс. человек. В прошлом году семья волгодонских атомщиков пополнилась на 250 сотрудников. Более 430 студентов прошли на станции производственную практику. Мы очень заинтересованы в притоке новых кадров. А чем можно привлечь молодежь? Масштабом предприятия, масштабом дела, важной и интересной работой. Хорошей зарплатой. Профессиональным ростом. Возможностью развиваться. Карьерой, которую в отрасли и на Ростовской АЭС можно спрогнозировать на 40 лет вперед. Комфортной средой.
— Что вы вкладываете в понятие «комфортная среда»?
— Человеку должно быть комфортно работать: это удобное рабочее место, необходимое оборудование, качественная спецодежда, хороший инструмент, он должен ездить на работу и с работы на удобных автобусах, его должны вкусно и за разумные деньги кормить в станционной столовой. Ну и, конечно, это удобный для жизни город. Волгодонск именно такой: много солнца, много лета, много воды и пляжей. Хочешь — купайся и загорай, хочешь — лови рыбу, а хочешь — лови ветер и волну на серфе. Овощи и фрукты — не из Турции, а с грядки. Сезон начинается в мае и заканчивается в октябре. В Волгодонске много детских садов, в очереди стоять не надо. Хорошие сильные школы и возможности для развития детей в творчестве и спорте. Есть свой профессиональный театр. Волгодонск — город довольно большой и не похож на провинциальный, однако здесь все рядом: 30 минут с работы до дома, еще 20 минут — и ты уже на даче или на пляже. Люди здесь интересные: сильные, красивые, с характером, казачьи корни чувствуются. Культура — яркая, колоритная. И такая же колоритная природа: здесь и ковыльная степь, и высокие красно- желтые берега с природными скульптурами из обработанного ветром песчаника, и море, уходящее за горизонт, и виноградники на склонах, и яблоневые сады. Хороший город — и для жизни, и для работы. Я живу в Волгодонске уже больше 20 лет и знаю, о чем говорю.