Путь и попутчики: Китай заинтересован в развитии Севморпути
Тема освоения Арктики и развития Севморпути (СМП) стала одной из ключевых на Петербургском международном экономическом форуме. «Северный морской путь становится востребованной глобальной артерией. В прошлом году по нему прошло 36 млн т грузов, а в перспективе перевозки могут превысить 150 млн т», — задал тон обсуждению президент Владимир Путин. Несколько сессий было посвящено тому, что надо сделать, чтобы этой цели достичь.
Логика новой логистики
Грузоперевозчики интересуются СМП все больше, так как маршруты из Европы в Азию через Панамский и Суэцкий каналы и Красное море перестали быть надежными и безопасными. На сессии «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты» вспомнили и сухогруз, заблокировавший Суэцкий канал, и обмеление Панамского, и военное напряжение в Красном море. Значительную часть грузопотока перенаправили в обход Африки, транзит на этом маршруте вырос на 75 %. В сравнении с ним СМП точно выигрывает: он короче. Кроме того, логистика постоянно трансформируется из-за политического переустройства мира: конфликта России и Запада, растущего напряжения между Китаем и США и проч.
«Без СМП мировой логистики в том виде, которая нужна крупным компаниям, не будет. Поэтому от России ждут прорывных технологий в развитии северного международного транспортного коридора», — уверен советник и спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин.
Как отметил председатель и главный исполнительный директор международного логиста DP World Султан Ахмед бин Сулайем, его компания заинтересована в СМП, так как надежных каналов поставок сегодня нет. «Люди уже не смотрят, сколько стоит доставка, они смотрят, возможна ли она и когда. В контексте сроков Северный морской путь быстрее, надежнее и экологичнее других. Нам нужен этот маршрут. Мы верим, что с хабами в Мурманске и Владивостоке он заработает очень хорошо», — заявил Султан Ахмед бин Сулайем.
Арктический экспресс из Китая
Многократные международные рейсы по СМП уже организованы. Китайская компания NewNew Shipping Line в прошлом году выполнила семь рейсов, план на этот год — 12. «Мы сотрудничаем с «Росатомом» и получаем максимальную поддержку. А главное — совпадаем в понимании, что перевозка по СМП может сократить срок доставки, а это ключевая задача любой транспортной компании», — отметила председатель NewNew Shipping Line Фан Юсинь. В конце июня планируется запустить рейс под названием «Арктический экспресс № 1». Контейнеровозы отправятся из основных портов Китая Шанхая и Нинбо в Архангельск, откуда грузы поедут по железной дороге в Москву и Санкт-Петербург. Маршруты через СМП короче традиционных на 30–50 %.
«Мы должны идти в ногу со временем. Для нас это миссия эпохи, миссия нашей страны», — подчеркнула Фан Юсинь. Выражение «миссия эпохи» очень понравилось губернатору Архангельской области Александру Цыбульскому: «Эти слова полностью отражают ситуацию, в которой мы находимся, мы должны сделать дело, которое в конечном счете может определить и изменить развитие страны и мира на столетия вперед».
Сотрудничество в развитии СМП — одна из договоренностей, достигнутых в ходе визита в Китай Владимира Путина. Первое заседание российско-китайской подкомиссии по этой теме состоится в октябре.
Обеспечить безопасность
Ключевой вопрос развития СМП — безопасность. Россия наращивает число спутников, которые следят за ледовой обстановкой. «Есть целый ряд свежих предложений от космической промышленности, думаю, мы на пороге интересных разработок», — заметил председатель Совета участников судоходства по СМП Сергей Франк.
Второе направление — увеличение сети арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС, на базе которых будут работать Федеральное медико-биологическое агентство и Морская спасательная служба. Раньше самый восточный центр размещался в Дудинке. Но недавно в Певеке, на мысе Наглейнын, где строится терминал для обслуживания грузопотока Баимского горно-обогатительного комбината, открылся центр площадью 6 тыс. м3 с вертолетами и наземной техникой. Работают там 50 аттестованных спасателей, все — местные жители.
В 2025 году при поддержке «Новатэка» будет построен аварийно-спасательный центр в Сабетте. Еще один — в Тикси, где тоже планируют наращивать портовые мощности. Позже такие центры откроют в Диксоне, Анадыре и, возможно, в Хатанге.
Ледоколы и другие суда
Директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров рассказал, что, по расчетам института, в ближайшие десятилетия Арктика будет покрыта льдом шесть — девять месяцев в году. «Площадь льда зимой и весной сохранится примерно та же, что и сейчас. Арктика останется Арктикой», — подытожил он. И без ледоколов там не обойтись.
Игорь Левитин задался вопросом, что такое ледоколы: инфраструктура или бизнес. «Если ледокольный флот, который проводит суда, — это бизнес, то ему будет сложно выдержать конкуренцию с другими маршрутами, — сказал советник и спецпредставитель президента. — Поэтому государство должно в ледокольный флот инвестировать, как в инфраструктуру. А вот суда, которые перевозят грузы, — это должен быть бизнес. Тогда мы сможем быть конкурентными». Эту выкладку можно трактовать как предложение снизить тарифы на ледокольную проводку и финансировать выпадающие доходы за счет государства.
Нехватка сухогрузов, газовозов, ледоколов, спасательных и прочих судов, пригодных для хождения во льдах, — одно из препятствий для развития СМП. Заказ ледоколов, создание судового оборудования, проекты судов арктического класса и т. д. берет на себя «Росатом». В частности, строятся четыре атомных ледокола («Якутия», «Чукотка» и «Ленинград» проекта 22220 и «Россия» проекта «Лидер»), подтверждено строительство еще одного ледокола проекта 22220 («Сталинград»), обсуждается строительство четырех неатомных ледоколов. Статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что достроить «Россию» планируют в конце 2029‑го — начале 2030 года.
Как рассказал спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, в рамках подписанного на форуме в Петербурге соглашения с NewNew Shipping Line будет учреждено совместное предприятие для строительства пяти грузовых судов, предварительно на 3,5–4,5 тыс. TEU (20‑футовый эквивалент, мера вместимости стандартного морского контейнера). В ближайшее время параметры судов уточнят. «Мы ставим задачу, чтобы строительство заняло не более трех лет», — подчеркнул Владимир Панов.
Но главная проблема сейчас — острая нехватка грузовых судов, в том числе газовозов. Строить их может только верфь «Звезда», но она сама еще в процессе достройки и оснащения. О ситуации прямо высказался Владимир Путин. Он признал, что рабочие и инженеры на Дальнем Востоке скептически отнеслись к идее возродить там судостроение: «Дело не только в деньгах, которые постоянно разворовывали, — я, к сожалению, должен в этом признаться. Мы дважды или трижды подходили к снаряду. В конце концов сегодняшний руководитель «Роснефти» Сечин Игорь Иванович взялся и создал там большое крупнотоннажное судостроение — огромное предприятие. Но это потребовало огромных усилий». Как отметил президент, благодаря высоким зарплатам на «Звезде» люди стали приезжать в Приморье.
Перспективы регионов
Главы Архангельской и Мурманской областей Александр Цыбульский и Андрей Чибис рассказали о развитии портовой и железнодорожной инфраструктуры.
Так, в рамках развития Мурманского транспортного узла в прошлом году заработала новая железная дорога на западном берегу Кольского залива. В Мурманском порту строится вторая линия причалов, благодаря которой грузооборот вырастет с 58 млн т (2023 год, плюс 2,8 % по сравнению с 2022 годом) до 110 млн т к 2027 году. Важны для региона два больших газовых проекта — «Мурманский СПГ» мощностью 20,4 млн т в год и газификация области, что позволит снизить затраты на энергоснабжение и повысить объемы производства.
Александр Цыбульский посетовал, что порт Архангельска не такой глубоководный, как Мурманский, и замерзает. Его максимум — 50 млн т, но и для этого нужно улучшить береговую инфраструктуру. Несмотря на недостатки порта, Архангельск интересен грузоперевозчикам в КНР. По словам гендиректора Китайской транспортно-экспедиционной компании Кэ Цзиня, у города идеальное местоположение: во‑первых, относительно близко к Москве, во‑вторых, оттуда удобно вывозить в Китай экспортные грузы, например лес.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил, что для развития регионов нужны три «Д»: дом, достаток и досуг. С акцентом на это разрабатываются долгосрочные планы развития арктических городских агломераций, принимать их должны в июле. В рамках Госсовета запланировано формирование комиссии по развитию арктических регионов и Северного морского пути.
Первый «человеческий» результат развития арктических проектов и регионов уже есть: Андрей Чибис рассказал, что в Мурманскую область в прошлом году впервые с 1989‑го приехало больше людей, чем уехало. «Новые экономические проекты и инвестиции в качество среды дают о себе знать», — считает губернатор.
Усиление Севморпути запускает многие другие процессы: и в плане улучшения условий жизни, и в плане развития промышленного потенциала, заявил губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов. Так, разработка Баимской рудной зоны потянула за собой строительство объектов генерации — плавучих атомных блоков, и инфраструктуры вокруг будущего горно-обогатительного комбината.
На 5 тыс.
морских миль короче маршрут из Мурманска в Шанхай через СМП по сравнению с путем через Суэцкий канал
До 250 млн т
могут вырасти грузоперевозки по СМП к 2035 году
4 млрд
человек проживают в странах Юго-Восточной и Южной Азии, макрорегиону нужны нефть, газ, лес и металлы из Русской Арктики