Звезды и кино: семь документалок о покорении космоса
12 апреля 1961 года корабль с человеком на борту впервые вышел на околоземную орбиту. Вдохновленные этим событием, люди уже представляли, как будут разбивать сады на Марсе. В реальности все оказалось сложнее. В преддверии Дня космонавтики мы узнали у ведущих инженеров Московского опытно-конструкторского бюро «Марс», какие документальные фильмы стоит посмотреть тем, кто сегодня мечтает о покорении далеких планет.
«Земля в иллюминаторе»
2015, 50 мин.
Илья Полосин
— Отрывки из этого фильма транслировали на экранах в Звездном городке. Тогда мое внимание приковал эпизод мытья головы на МКС, и позже я посмотрел фильм целиком. Снимали сами космонавты. Рассказывали, как спят, едят, лечат зубы в космосе. Вы знали, что вся одежда российских космонавтов шьется индивидуально, а футболки после трех дней носки утилизируются? Космонавты выбирают фасон одежды и цвет — кроме красного. Им на станции отмечены предметы для ликвидации аварий. Одежда красного цвета в нештатной ситуации, когда счет идет на секунды, может дезориентировать других. Отличный фильм о жизни космических «командировочных», всем советую.
«Битва за космос. История русского шаттла»
2003, 45 мин.
«КБ строгого режима. Дорога в космос»
2021, 27 мин.
«Другое небо»
2003, 53 мин.
Мария Макарова
— Я с большим интересом смотрю научно-популярные фильмы об основоположниках ракетно-космической отрасли. В них история научных открытий неотделима от биографий великих ученых и конструкторов, а их жизнь вписана в контекст истории страны. Смотришь и поражаешься силе мысли и духа людей, которые рисковали своей карьерой, здоровьем, а иногда и жизнью во благо Родины.
В фильме «Битва за космос. История русского шаттла» министры, конструкторы и испытатели раскрывают подробности последнего грандиозного проекта СССР — создания космической системы «Энергия» — «Буран», к которому имели прямое отношение и инженеры «Марса».
«КБ строгого режима. Дорога в космос» рассказывает о работе в шарашках Сергея Королева и других специалистов, которые через 10 лет станут ключевыми фигурами советской космической программы.
Картина «Другое небо» снята по книгам и статьям авиаконструктора Бориса Раушенбаха, принимавшего самое деятельное участие в подготовке первого полета человека в космос и к концу жизни пришедшего к убеждению, что Вселенная создана не без Божьего промысла.
«Заводские испытания ракеты Р‑1»
1948, 37 мин.
«Испытания МБР Р‑7»
1957, 33 мин.
Александр Белоконев
— Воспоминания космонавтов, выдержки из архивных документов и статьи с анализом конструкций ракет-носителей — бесценный источник для понимания трендов в ракетной технике. Тем, кто хочет углубиться в тему, я советую посмотреть эти два фильма. В них понятно рассказано, как совершенствовались советские ракеты, как их испытывали, какие усилия прилагали наши предшественники, чтобы СССР попал в космос.
Грамотный подход к созданию техники просто радует глаз инженера. Так появились многие технические решения, которые сегодня мы воспринимаем как данность. Это десятилетия работы тысяч проектировщиков, инженеров, технологов, которые сталкивались с еще никем не решенными задачами.
В фильмах популярно объясняют принципы полета и границы возможности каждой ракеты-носителя. Раскрывается вся суть работы испытателей. Они не опускают рук после неудач, анализируют, что было не учтено, и рационально справляются с трудностями.
«Битва за «Салют». История подвига»
2011, 43 мин.
Ростислав Дорский
— Это настоящая детективная история. Посмотреть ее я решил после художественного фильма «Салют‑7» 2017 года. Авторы «Битвы за «Салют» умело показали международную обстановку. Из-за потери контакта со станцией была опасность ее неконтролируемого падения. Под угрозой оказались территории многих стран, в том числе США. Это немедленно принялась раздувать мировая пресса. Не стоило снимать со счетов и возможность захвата станции американцами. Их многоразовые корабли как раз отрабатывали технологию снятия космических объектов с орбиты.
Советский Союз выполнил неординарную и рискованную задачу: станцию удалось найти на орбите, отправить за ней специально оборудованный корабль с двумя космонавтами — Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных. Они вручную провели стыковку с неуправляемым «Салютом‑7». Как оказалось, он был обесточен и замерз. Лед разорвал трубопроводы, и внутри все покрылось льдом и инеем. Космонавты решили не включать питание, а согреть станцию солнечным светом, просто открыв иллюминаторы. Когда лед растаял, пришлось собирать воду тряпками. Отказ от преждевременного включения питания позволил предотвратить короткие замыкания. Американские астронавты в аналогичной ситуации потеряли свою станцию «Скайлаб».
Неприятно было узнать, что после известия об аварии на «Салюте» в экипаж очередного американского шаттла (сначала «Челленджера», а после его снятия со старта — «Дискавери») были включены наши французские «друзья», проходившие подготовку в СССР и хорошо знавшие станцию, — Жан-Лу Кретьен и Патрик Бодри. То есть опасения, что американцы постараются захватить неуправляемый «Салют‑7», были вполне обоснованны. К счастью, в последний момент они от своего плана отказались.
Тема подвига в фильме, безусловно, раскрыта. Правда, осталось и впечатление недосказанности. Не раскрыты причины аварии, не показано возвращение космонавтов. Тем не менее посмотреть советую.
Что почитать и послушать
Мария Макарова
— Спецкоры «Комсомолки» Василий Песков и Павел Барашев были единственными журналистами на борту самолета, на котором летел в Москву только вернувшийся из космоса Юрий Гагарин. Рекомендую их «Пять часов с Юрием Гагариным» — очень трогательное интервью. Понимаешь эмоции, которые испытывали современники этого великого события. А совсем недавно, 27 марта, в годовщину гибели Юрия Гагарина, на радио «Маяк» была передача «Космические письма» о письмах космонавтам. Интересно было узнать об ответе Гагарина уссурийским школьникам, о чудодейственном звонке из космоса больному ребенку и о других фактах из жизни космонавтов.