В одном Охотном Ряду: глава «Росатома» призвал депутатов помочь развитию атомградов
28 февраля Алексей Лихачев выступил в Госдуме. По инициативе председателя нижней палаты парламента Вячеслава Володина депутаты в рамках «правительственного часа» теперь будут общаться не только с министрами, но и с руководителями госкорпораций. Доклад Алексея Лихачева стал первым и вызвал живую дискуссию на Охотном Ряду.
Выступлению предшествовали почти два месяца работы в комитетах думы, что отметил Вячеслав Володин: «Росатом» — крупнейшая, одна из самых высокотехнологичных компаний. Можно было бы почивать на лаврах, но гендиректор обошел все профильные комитеты и встретился со всеми политическими лидерами, фракциями. Потому что понимает важность обратной связи».
Судя по всему, связь налажена крепкая: отчет «Росатома» получил самую высокую оценку, а председатель думского комитета по контролю Олег Морозов признал, что это «тот редкий случай, когда критику и замечания пришлось искать буквально с лупой».
Для начала Алексей Лихачев привел несколько цифр, дающих представление о масштабах отечественного атомпрома. На 460 предприятиях «Росатома» трудятся почти 360 тыс. человек. Развивается около 100 направлений бизнеса. За пять лет инвестиции увеличились в 3,5 раза и в прошлом году достигли 1,2 трлн рублей. Сумма выплаченных налогов за тот же период выросла в два раза. Ежегодно средняя заработная плата прибавляет 12,9 %, производительность труда — 13,2 %. Вклад госкорпорации в ВВП — почти 2 трлн рублей добавленной стоимости.
Доля атома в энергобалансе России достигает 20 %, а в отдельных регионах европейской части — 40%. В генерации участвуют 36 блоков, в том числе единственная в мире плавучая атомная станция. «При этом российская атомная энергетика технологически полностью суверенна. 99 % товаров, работ и услуг в наших атомных блоках — отечественные», — подчеркнул глава «Росатома».
К 2045 году госкорпорация намерена построить 42 блока большой, средней и малой мощности. «Планируем нарастить атомную генерацию на Урале и пойти в Сибирь и на Дальний Восток — там прогнозируется наибольший рост потребления, — пояснил Алексей Лихачев. — У нас появится семь новых регионов присутствия АЭС».
Технологическое преимущество позволяет «Росатому» удерживать ведущие позиции на мировом рынке в разных сегментах: от производства ядерного топлива до сооружения АЭС. Госкорпорация строит 22 блока в семи странах, в портфеле заказов — 33 блока в 11 странах.
«В прошлом году у нас была рекордная выручка от работы за рубежом — 16,4 млрд долларов. Больше 12 млрд из них получено за счет работы в дружественных странах, — сообщил Алексей Лихачев. — На чем основывается наше лидерство? Во-первых, это лучшие технологии с референциями. Во-вторых, комплексное предложение. Это не только атомная станция. Мы строим целые отрасли — с наукой и нормативной базой, локализацией производства и подготовкой специалистов».
Прорыв в четвертое поколение
Помимо количественных показателей есть и качественные. «Мы — единственные в мире, кто на практике создает ядерную технологию четвертого поколения, — рассказал депутатам Алексей Лихачев. — Запроектная ядерная авария становится физически невозможна благодаря конструктивным особенностям активной зоны. Кроме того, эта технология обеспечивает решение двух современных проблем атомной энергетики. Во-первых, запасы сырья становятся неограниченными за счет вовлечения в топливный цикл изотопа уран-238, который сейчас лежит в отвалах. Во-вторых, эта технология снимает болезненную для всего мира проблему накопления отработавшего ядерного топлива за счет возможности выжигания долгоживущих изотопов и замыкания топливного цикла. Будет достигнута так называемая радиационная эквивалентность: мы вернем природе, захороним, столько же радиоактивности, сколько забрали при добыче урана. В Северске Томской области мы строим опытно-демонстрационный энергетический комплекс, в котором все это будет реализовано. Его первый компонент, модуль фабрикации и рефабрикации уникального смешанного нитридного уран-плутониевого топлива, заработает уже в этом году. Реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем выдаст первые киловатт-часы в 2027 году. В следующем десятилетии начнем сооружать большие блоки в России и предлагать эту технологию зарубежным заказчикам. По нашим оценкам, здесь мы опережаем конкурентов минимум на 10 лет».
Атомные заказы
В обеспечении национального технологического суверенитета страны «Росатом» выступает сразу в двух ролях: разработчиком проектов и оборудования в интересах атомной и других отраслей и заказчиком для отечественных производителей. В своих проектах «Росатом» в подавляющем большинстве случаев использует российские товары и услуги. «Оцениваем, что в горизонте до 2030 года разместим заказов не менее чем на 13 трлн рублей, — заявил Алексей Лихачев. — Это машиностроительная продукция и оборудование, электротехника, металлопродукция, инструмент, химическая продукция».
Развитие высокотехнологичных городов
«В зоне нашей ответственности 31 атомный город, включая Энергодар. В них проживают около 2,5 млн человек, — рассказал Алексей Лихачев. — Мы ведем там работу по нескольким направлениям: образование, медицина, культура, спорт. Вместе с Федеральным медико-биологическим агентством реконструируем поликлиники и больницы, открываем центры промышленной медицины, в прошлом году израсходовали на это почти 2 млрд рублей. Но есть вопросы, которые госкорпорация не сможет решить без господдержки. Это реконструкция инфраструктуры, прежде всего ЖКХ. Считаем, что необходима комплексная государственная программа развития высокотехнологичных городов».
Речь не только об атомградах, подчеркнул Алексей Лихачев. И у «Роскосмоса», и у Минобороны, и у коммерческих предприятий есть такие города. Они обладают сильной научной и производственной базой, но по нормативам, в частности по численности населения, не попадают в госпрограммы «Земский врач», «Земский учитель» и проч. «То, что мы должны довести уровень жизни в таких городах до столичного, для меня очевидно. Только так мы сможем удержать ученых и исследователей и привлечь новых специалистов. Рассчитываем на поддержку депутатского корпуса в этом вопросе», — обратился глава «Росатома» к залу.
ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ ДЕПУТАТОВ
О ситуации на Запорожской АЭС: «Восстановлена физическая защита станции. Создан специальный защитный навес над хранилищем отработавшего ядерного топлива. Все технологические процессы на станции находятся под контролем опытных специалистов — с этой точки зрения никаких рисков нет».
О размещении АЭС в Забайкалье: «Анализ энергосистемы края показал, что регион ждет серьезный дефицит энергии после 2026 года. Поэтому мы предлагаем разместить АЭС малой мощности в южной части — в северной это невозможно из-за неподходящих сейсмических условий». Также «Росатом» рассматривает строительство малой АЭС в Тындинском районе Амурской области.
О новой АЭС в Белорусии: «Два наших Минэнерго, белорусское и российское, прорабатывают поручение [президента Александра Лукашенко], связанное со строительством атомных мощностей. Есть опция построить третий блок в Островце (на Белорусской АЭС. — «СР»), есть опция построить на юге двухблочную атомную электростанцию. Мы готовы и к тому, и к другому варианту».
О новой АЭС в Турции: «Президент Реджеп Тайип Эрдоган публично озвучивал, что принято политическое решение о передаче нам еще одной площадки. Скорее всего, это будет площадка под названием «Синоп». Сейчас мы изучаем детали».
Об изотопах: «Не могу не похвастаться последним изобретением наших медиков. «Гепаторен» — уникальный препарат, меченный рением, который позволяет остановить развитие опухоли печени даже у самых пожилых пациентов».