«Выйти за рамки учебника»: «Росэнергоатом» подвел итоги конкурса для учителей физики
Цель конкурса «Учитель для «Росатома». Физики» — выявить и поощрить инициативных и талантливых преподавателей физики из пристанционных городов. 20 победителей получили по 200 тыс. рублей. Анна Цибарт из Соснового Бора и Ольга Баласанова из Балакова рассказали «СР», как собирали портфолио для конкурса, почему школьники все реже выбирают физику для сдачи ЕГЭ и зачем нужна внеурочная работа.
Ольга Баласанова
Средняя школа № 28, Балаково
О себе
Балаково — мой родной город. В лицее № 1 я окончила физматкласс. Затем решила поступать на физический факультет Саратовского государственного университета. На дневное отделение не прошла, училась на вечернем. После вуза вернулась в родной город, искала работу на заводах в качестве инженера. Но у судьбы, как оказалось, были на меня другие планы. С заводами не срослось, и я пошла работать в школу. Физику всегда любила и понимала, да и с детьми быстро нашла общий язык. Вот уже 15 лет я в профессии. Сейчас преподаю в 9‑х и 10‑х классах.
О портфолио
О конкурсе «Росэнергоатома» я узнала на прошедшем AtomSkills‑2023, куда приезжала на преподавательскую лабораторию «Зеленая ручка». К концу августа мое портфолио уже было готово. Справедливости ради отмечу, что я начала заниматься его сбором значительно раньше. В нем результаты моих учеников, их победы на олимпиадах и конкурсах, результаты моей исследовательской деятельности как педагога. Последняя для меня очень важна. Исследовательская деятельность выходит за пределы уроков. Я остаюсь с детьми после занятий, плотно работаю с их индивидуальными проектами, готовлю их к защитам. В этом суть нашей работы: выйти за рамки учебника, за рамки программ. Помимо олимпиад, конкурсов, ученических конференций, в портфолио есть результаты моей методической работы. Свои конспекты, идеи, фишки я публикую на преподавательских сайтах, озвучиваю на педагогических конференциях. Веду свою страничку в сети «Вконтакте», чтобы дети там могли что-то почерпнуть для обучения. Благодаря своему портфолио я убила одним выстрелом двух зайцев: победила в конкурсе концерна и стала одним из лучших учителей Саратовской области в этом году.
О призовых
Деньги только пришли, и вот их уже нет. У нас с дочерью ипотека, погасили платежи. Часть денег потратила на методические материалы и оборудование для атомкласса, в котором преподаю. Кстати, моя дочь Алена Баймухамбетова, которая, как и я, вернулась после вуза в Балаково и начала в этом году преподавать физику в школе № 28, тоже недавно получила материальную помощь от «Росэнергоатома» как молодой преподаватель: 50 тыс. рублей на подготовку к работе в школе и 50 тыс. на улучшение бытовых условий.
Анна Цибарт
Лицей № 8, Сосновый Бор
О себе
Я из Казахстана, родилась в Усть-Каменогорске. Там окончила Восточно-Казахстанский государственный университет по специальности «физика». Преподавать начала еще на родине. Сначала в университете, потом в местном колледже. Пять лет назад мы с семьей решили переехать в Россию. Выбрали Сосновый Бор. Мой муж — энергетик, устроился работать на Ленинградскую АЭС электромонтером. После переезда старший ребенок пошел в Сосновом Бору в первый класс. Тогда я и задумалась, что можно тоже пойти работать в школу. Для меня это комфортная среда — работа с детьми. Сейчас в лицее № 8 я единственный преподаватель физики, поэтому веду предмет сразу во всех классах.
О портфолио
Ссылку на конкурс «Росэнергоатома» мне скидывали ученики, коллеги, друзья, убеждали попробовать. Для участия надо было предоставить портфолио. Я начала его собирать, и это оказалось полезным занятием — позволило шире взглянуть на свои достижения. Ведь как получается: дети где-то побеждают, вкладывают грамоты и дипломы в свои резюме, а ты особо не задумываешься, что это и твои достижения тоже. В моем портфолио собраны в первую очередь результаты ОГЭ, ЕГЭ учеников, результаты их участия в олимпиадах и итоги проектной деятельности, курсы повышения квалификации.
О снижении интереса к физике
Во многом это связано с тем, что в вузы на технические специальности сегодня принимают с результатами ЕГЭ не только по физике, но и по информатике. Раньше информатика была приоритетным предметом для специальностей, связанных исключительно с ИТ-сферой, сейчас же внедрилась во все сферы технического и инженерного образования. Поэтому и интерес у школьников к ней возрос пропорционально. Что мы можем сделать, чтобы возродить интерес к изучению физики, к сдаче ЕГЭ по этому предмету? То же самое, что и раньше: вкладывать всю душу в нашу работу, заинтересовывать учащихся. Чем завлечь в физику? Экспериментами, демонстрирующими различные физические явления. Правда, творческий подход иногда сдерживает большая нагрузка у преподавателей. Потребность в педагогах у нас огромная.
СПРАВКА
Конкурс «Росэнергоатома» проходил в двух номинациях: среди учителей физики 7–9‑х и 10–11‑х классов. Всего было направлено 43 заявки. Анкеты участников внимательно изучили и проверили члены экспертной комиссии. Их оценивали по определенным критериям: количество учеников, которые выбирали сдавать ЕГЭ и ОГЭ по физике, средний бал учеников, полученный на ЕГЭ и ОГЭ по предмету, количество побед учеников на соответствующих олимпиадах и др. Торжественная церемония награждения пройдет 21 декабря в павильоне «Атом», памятные призы победителям вручит гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.