Нашего ума дело: как «Росэнергоатом» мотивирует учителей и учеников
заниматься физикой
В «Росэнергоатоме» стартовала программа поддержки молодых учителей физики в пристанционных городах: 100 тыс. рублей на обустройство на новом месте, ежемесячная прибавка к зарплате, компенсация стоимости аренды жилья. В среднем на поддержку одного молодого специалиста направят более 520 тыс. рублей в год. Благодаря новации уже удалось привлечь вузовских выпускников в школы Курчатова, Нововоронежа и Балакова. Но это лишь часть целенаправленной политики по подготовке будущих атомщиков. Мы решили выяснить, как оценивают усилия концерна сами учителя — опытные и начинающие.
Балаково: плюсы атомклассов
ДОСЬЕ
Татьяна Борисовна Ниронова — учитель физики в атомклассе балаковского лицея № 2. Педагогический стаж — 45 лет. В конце 1980-х она первой привела своих учеников на экскурсию по Балаковской АЭС, а сегодня выступает за изменения в школьной программе по физике.
— Я родилась в Энгельсе, поступила в Саратовский пединститут. Там познакомилась с будущим мужем, он математик. После окончания вуза мы с ним пять лет отработали педагогами в селе Солянка Пугачевского района Саратовской области. Там же у нас родились дети. Государственных программ поддержки педагогов типа «Земский учитель» тогда, разумеется, не было, но отношение к педагогу было очень уважительным. Нам сразу дали квартиру, а потом даже целый коттедж. В сельсовете можно было выписать мясо, а у соседей приобрести свежие яйца и молоко. А уехали из села, потому что были молодыми, амбициозными, хотелось чего-то более перспективного. В Балакове тогда строилась атомная электростанция, мы понимали, что там будет не только интересно, но и лучше с жильем, снабжением. И действительно, через три года после переезда в атомград мы получили квартиру, стали свидетелями пуска станции, с тех пор здесь живем и работаем. Учим детей. Я — в лицее, а муж — в системе среднего профессионального образования.
С атомной станцией у меня сразу сложились теплые отношения. Я была первой, кто свозил туда детей на экскурсию, это было, если не ошибаюсь, в 1987 году. Тогда нас даже пустили на блочный щит управления (БЩУ). Сегодня я вожу детей в учебно-тренировочный центр АЭС, где есть полномасштабный тренажер, на котором полностью воссоздан БЩУ. Ученикам нравится туда ездить.
А знаете, как родились атомклассы? Вначале мы проводили ежегодные атомные дебаты старшеклассников, поскольку АЭС шефствовала над двумя школами, сегодня это лицей № 1 и городская гимназия. Вот в лицее № 1 и появился первый в городе атомкласс. Нам идея понравилась, и через год у нас тоже появился такой класс. Детям стало интереснее учиться. Видно было: их прямо гордость распирает, что они — будущие атомщики. Я, конечно, специально не считала, но десятка два моих бывших учеников точно трудятся сейчас на Балаковской АЭС, в том числе и на довольно высоких должностях. А одна девочка из моего класса доросла до ученого-ядерщика и после окончания МГУ преподает в Московском университете.
Ученики атомклассов хорошо сдают ЕГЭ по физике. Если средний балл по стране — 54, то в моем выпускном классе — 61. И экзамен по физике сдавали практически все, только трое выбрали информатику, но и они пошли учиться в технические вузы. Многие поступают по целевым направлениям от атомной станции. Слава о наших атомклассах идет по округе, считается, что учиться в них престижно.
В школы пришло новое оборудование: интерактивные и 3D‑доски, компьютеры. У нас в лицее два кабинета физики, и в обоих работает программа «Один компьютер — один ученик». Я имею возможность каждому ученику дать на уроке ноутбук с выходом в интернет, могу на нем быстро и эффективно провести тестирование. У нас теперь отличное оборудование для практикума, для подготовки к экзаменам, есть всевозможные датчики — для измерения освещенности, уровня звука, много счетчиков Гейгера. Все это ребята осваивают быстрее нас, старшего поколения.
В конце августа в Сочи, в образовательном центре «Сириус» проходил Всероссийский съезд учителей физики, делегатом которого мне посчастливилось быть. Я ехала туда с целью поставить на обсуждение коллег больной для меня вопрос, который я, можно сказать, выстрадала в последнее десятилетие, — о необходимости возвращения к линейной программе по физике. Сейчас она концентрическая. То есть мы обязаны с 7-го по 9-й класс пройти всю программу, куда входит и ядерная физика, и квантовая, и оптика, и электромагнетизм, а потом в 10-м вернуться к механике за 9-й класс. Полгода топчемся на ней и только во втором полугодии переходим к изучению молекулярной физики и термодинамики. Но на них остается очень мало времени, решать задачи в достаточном объеме при таком темпе мы просто не успеваем. Поэтому я хочу, чтобы мы вернулись к линейной программе: весь 9-й класс изучаем механику, в 10-м — термодинамику и электромагнетизм, а в 11-м — ядерную физику. Мы записали это предложение в решение слета учителей физики, его передали в вышестоящие организации, надеюсь, в Министерстве образования к нам прислушаются.
Что касается новой программы поддержки молодых педагогов физики, я поддерживаю ее двумя руками. У нас в лицее сегодня два учителя физики, и обе мы в пенсионном возрасте, хотя еще работаем, причем успешно и с удовольствием. Но должна происходить естественная смена поколений. Знаю, что в школу № 28, где недавно открылся еще один атомкласс, уже приехала учитель физики по этой новой программе. Надеюсь, что и к нам придет молодая смена, будет кому эстафету передать.
Курчатов: физика победила психологию
ДОСЬЕ
Ольга Андреевна Петренко — учитель физики школы № 4 в Курчатове. Педагогический стаж — один год. Получив диплом преподавателя физики, работать в школе не собиралась, а мечтала пойти учиться дальше, на психолога. Эти планы поменял «Росэнергоатом».
— Я из педагогической семьи, где мама, папа, бабушка, дедушка, сестра и ее муж — все учителя. Хотя никакого давления, чтобы я шла учиться именно в педвуз, на меня не было, выбрала профессию сама. Почему физика? Потому что в школе больше нравились и легче давались именно точные науки.
Правда, когда я получила диплом физико-математического факультета Курского государственного университета, решила пойти получать вторую профессию — психолога. Планы резко поменялись, когда на семейном совете мы стали обсуждать программу поддержки учителей физики в атомных городах, которую запустил «Росэнергоатом». Решающую роль сыграли серьезная денежная поддержка и возможность уехать работать в атомград. Начнем с денег. Учителя никогда не были богатыми людьми, мне это хорошо известно. Поэтому единовременная выплата в размере 100 тыс. рублей для меня стала серьезным аргументом. Плюс обещают еще и ежемесячную прибавку к зарплате в 10 тыс. в течение года, а через два года — возможность на льготных условиях взять кредит в 1 млн рублей на покупку жилья. Обещали также чуть ли не на 100 % компенсировать стоимость аренды жилья. Но мне это не понадобилось, практически сразу мне предоставили муниципальную квартиру, в которой я смогу жить, пока работаю в школе.
К тому же я всегда хотела уехать из Медвенки, где родилась, это маленький поселок городского типа, где все знали меня, а я знала всех. И я решила: окончу университет и начну жить с чистого листа. Это же так интересно: новое место, новая работа, новые лица. В Курчатове, который хоть и находится всего в 40 км от Медвенки, я никогда не была и даже не представляла, как он выглядит. Поначалу, конечно, было страшновато: одна в новом чужом городе. Но в школе, еще на этапе собеседования и подготовки всех бумаг, коллектив так по-доброму ко мне отнесся, что страх отпустил.
Хочется, конечно, побыстрее узнать город, людей, возможно, побывать на атомной станции, но пока много работы: я веду 7-й, 8-й и 9-й классы. Причем вначале меня нагрузка не пугала, первые учебные недели пролетели быстро и легко, но сейчас как будто догоняет усталость. Буду привыкать. Тем более что коллеги поддерживают: подходят, интересуются, как у меня дела, что получается, что нет. Недавно, например, один классный руководитель подсказал мне, как найти общий язык с его классом.
Помогают и родители, приезжают проведать, помочь собрать мебель. Я же въехала практически в пустую квартиру, где были только диван и стол. Так что в первую очередь прикупила кое-что из мебели. Благодаря матпомощи концерна, было на что.
Что касается дальнейших планов, мне хотелось бы задержаться в Курчатове. И мой жених — по образованию он тоже учитель физики и информатики, но сейчас на срочной службе в армии — хочет после демобилизации приехать в атомград и работать в моей школе.
Нововоронеж: будущее видно из окна
ДОСЬЕ
Павел Сергеевич Уразов — преподаватель физики в средней школе № 2 Нововоронежа. Стаж педагогической работы — 11 лет. Неоднократный победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года».
— Я осознанно выбрал профессию и ни разу об этом не пожалел. В нашей семье я первый педагог, мои родители всю жизнь работали на авиационном заводе в Воронеже. Жили мы в 40 км от города, и им приходилось вставать в пять утра, чтобы успеть на работу. Отработали — и долгая дорога домой. И так каждый день.
В 2011 году я окончил с отличием магистратуру физико-математического факультета Воронежского государственного педагогического университета и пришел на работу в нововоронежскую школу № 1. Сейчас я — учитель физики одновременно в дзержинской средней школе, это в Каширском районе, по соседству с поселком Колодезный, где я родился, а также в нововоронежской школе № 2, где создан атомкласс. Ну и параллельно руковожу районным методическим объединением учителей физики.
Благодаря «Росэнергоатому» и Нововоронежской АЭС в нашей школе № 2 появилось много современного оборудования. Ведь детям интересно не просто о чем-то услышать, хочется увидеть, потрогать, попробовать самим. И мы можем себе позволить делать разнообразные опыты, которые очень любят ребята.
Помню, когда я пришел в 2014 году в атомкласс, мне сказали: ознакомься со списком того, что приобрел концерн для уроков физики. А список этот был на восьми листах формата А4. Даже не спрашивайте, что значилось в той распечатке, перечислять долго. Помню, меня поразило, что там было все, что нужно для практических занятий.
Вот, например, идет урок физики в 8-м классе, тема — удельная теплоемкость. Мне задают вопрос: интересно, а зачем АЭС такое большое водохранилище? Я начинаю объяснять, для чего нужен такой объем воды. А чтобы наглядно продемонстрировать, насколько велика удельная теплоемкость воды, устраиваю небольшой пожар. Огонь в данном случае не шоу, как в цирке, а инструмент объяснения сложной темы.
В последнее время концерн предпринимает серьезные шаги по повышению мотивации педагогов физики. Один из последних — конкурс «Учитель для «Росатома». Физики». Этот конкурс впервые прошел в августе при поддержке концерна в городах присутствия АЭС. Ждем объявления имен победителей, 20 учителей получат денежное вознаграждение по 200 тыс. рублей каждый. Разумеется, помимо финансовой поддержки, такие конкурсы должны помочь совершенствованию преподавания физики.
Пока же, насколько мне известно, практически во всех школах пристанционных городов есть дефицит учителей, и физиков в том числе. Полагаю, поэтому «Росэнергоатом» и принял решение о запуске новой программы поддержки молодых педагогов. Кстати, одна из выпускниц, которой концерн окажет финансовую поддержку, начала работать и в нашей школе. В нынешней ситуации, с учетом роста цен да на новом месте, получить такие подъемные вчерашнему студенту чрезвычайно важно. Это мотивирует молодых учителей идти в школу.
Вообще, наши нововоронежские дети отличаются от тех, кто живет в сельской местности или в других городах, ведь они видят за окном атомную станцию и понимают, что это — их будущее. Поэтому ребята стараются поступить в атомклассы, физматклассы, где много физики и математики, они более осознанно относятся к этим предметам, понимая, что они им нужны и важны для будущей работы.
СПРАВКА
В 2023 году на реализацию проекта «Школа «Росатома» концерн выделил 56,7 млн рублей. За год были открыты четыре новых атомкласса: три в Энергодаре Запорожской области и один — в Балакове Саратовской области.
Сегодня участниками отраслевого проекта «Школа «Росатома» являются образовательные учреждения всех 12 территорий расположения АЭС, а также территорий — членов совета фонда «АТР АЭС»: это Советск, Рославль, Обнинск, Пицунда и других городов. На их базе открыт 41 атомкласс, на поддержание работы которых ежегодно выделяется по 300 тыс. рублей. Всего за пять лет на реализацию проекта «Школа «Росатома» концерн направил около 322 млн рублей.