Египтянин Мина Тавадрос получил квоту «Росатома» на обучение в аспирантуре
Молодой атомщик из Египта разрабатывает технологию плазменной утилизации, которая в перспективе может значительно ускорить переработку радиоактивных отходов.
Мина Сами Булес Тавадрос — выпускник магистратуры Томского политехнического университета (ТПУ) по направлению «Ядерная физика и технологии». Российский вуз для получения образования в сфере атомной энергетики выбрал неслучайно — он хочет работать на первой в Египте АЭС «Эль-Дабаа», сооружаемой «Росатомом».
Еще в студенческие годы Мина инициировал проект «Плазменная утилизация радиоактивных материалов». «Основная задача переработки подобных веществ — снижение их активности для простоты утилизации. В своей работе я предлагаю использовать с этой целью плазму, то есть ионизированный газ», — объясняет исследователь.
Лабораторный стенд для экспериментов, который назвали безвакуумным дуговым реактором, сделал заведующий лабораторией перспективных материалов энергетической отрасли ТПУ Александр Пак. В ходе экспериментов ученые электрохимическим методом сжигали разные материалы в специальном сосуде для прокаливания — тигле. «В качестве экспериментальных образцов мы вместе с научным руководителем работы, доцентом кафедры атомных и тепловых электростанций Энергетического института ТПУ Дмитрием Гвоздяковым использовали различные вещества, имитирующие радиоактивно зараженные продукты: мышечные волокна крупного рогатого скота, песок, стекло», — рассказывает Мина.
Дмитрий Гвоздяков добавляет: «Мы с Миной попробовали провести первый эксперимент с имитатором органических радиоактивных материалов и были удивлены результатом. Образец материала за считаные секунды превратился в пыль. Ее радиоактивность выше, чем у исходного материала, но масса настолько мала, что по итогу такой способ переработки оказывается очень выгодным».
По мнению Дмитрия Гвоздякова, реализовать проект в промышленном масштабе сложно, но можно. «Принципиально безвакуумный дуговой реактор масштабируемый, и его можно сделать как стационарным, так и портативным, — говорит он. — Источником электрической энергии в стационарном варианте может быть атомная станция, а в портативном, например, дизельный генератор. Следует отметить, что спектр материалов, пригодных для переработки в плазменной установке, достаточно широк: резина, пластики, отходы нефтепереработки, стекло, зола, шлак и т. д.».
О промежуточных результатах своих исследований Мина рассказал в конце июля на форуме «Россия — Африка», где он работал на стенде «Росатома». «Мне понравилось помогать людям, которые подходили к нам на стенд, они задавали вопросы и на английском, и на французском, и на арабском языках, — вспоминает ученый. — Во многих африканских странах население до сих пор связывает атомную энергию лишь с разрушениями, с катастрофами. Именно поэтому моей главной задачей стало познакомить их с концепцией мирного атома, которую продвигает «Росатом».
Этим летом молодой специалист поступил в аспирантуру ТПУ. «Россия всегда была пионером ядерной отрасли, и я очень рад, что у меня есть возможность продолжить обучение именно здесь», — отмечает он. На это египетский атомщик получил квоту — она предоставляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку специалистов для организаций атомной отрасли. «Я надеюсь, что благодаря квоте, выделенной «Росатомом» на обучение в аспирантуре, у меня появится шанс показать новые результаты моего проекта, и верю, что они будут положительными, — делится планами Мина. — Думаю, с весомыми доказательствами эффективности метода заинтересовать производителей в финансировании нового способа переработки радиоактивных отходов будет нетрудно».
блиц
— Три отличия России от Египта?
— Основное — это, конечно, погода: в России холодно почти всегда! Во-вторых, менталитет — люди здесь более открытые, в России можно запросто заговорить с незнакомцем на улице, попросить помощи, у нас же такого нет. Третье, на что я обратил внимание, — свинина и алкоголь в магазинах. Я христианин и спокойно ем свинину, но для меня это до сих пор непривычно.
— Что вас больше всего удивило в России?
— Чистота и порядок на улицах: есть светофоры, пешеходные переходы, большинство водителей соблюдают правила.
— Хватает ли аспирантской стипендии на жизнь?
— Не хватает, поэтому я подрабатываю репетитором в свободное от учебы время.