Учитель из Удомли — о том, как заинтересовать детей физикой
Молодой физик-ядерщик из Томска мечтал работать на атомной станции, но стал школьным учителем, чему очень рад. С начала учебного года Александр Нерода преподает физику и математику в Удомле — городе-спутнике Калининской АЭС. Он рассказал «СР» о том, почему изучать физику надо уже с 5-го класса, куда он намерен потратить миллион подъемных по программе «Земский учитель» и как обустраивается на новом месте.
«Перевернутый класс»
Александр — учитель в третьем поколении. Его бабушка Галина Кривоносова работала учителем физики в школе Зеленогорска, а мама Ирина Нерода больше 20 лет преподает этот предмет школьникам Ачинска в Красноярском крае. Правда, молодой человек о работе в школе не мечтал: «На примере матери видел, сколько физических и моральных сил требует эта профессия. Я хотел работать на АЭС, поступил на физтех Томского политехнического университета (ТПУ), направление «Ядерная физика и технология». На пятом курсе меня распределили на Калининскую АЭС, в реакторный цех. Но я к тому моменту влюбился и женился. Моя супруга Арина тоже из ТПУ, но младше. Она училась в Инженерной школе энергетики по специальности «АЭС: проектирование, эксплуатация, инжиниринг». Мы решили вместе поехать в Удомлю работать на Калининской АЭС, нужно было только дождаться окончания ее учебы. Ожидая, я устроился учителем физики в школу и вдруг понял, что это мое, что мне очень интересно».
В томской школе № 2 Александр Нерода отработал пять лет. Помимо уроков, вел факультативы, наладил общение с атомными вузами: водил школьников на экскурсии на реактор ТПУ, договаривался с ведущими преподавателями Томского политеха и столичного МИФИ о лекциях для своих старшеклассников. Да и сам продолжал учиться: проходил курсы повышения квалификации, ездил на конференции, поступил в аспирантуру, участвовал в профессиональных конкурсах. Одна из его последних побед — первое место во всероссийском конкурсе «Методика обучения: лучшие педагогические практики».
«Я описал методы, которые использую на своих уроках для формирования инженерного мышления у детей, — поясняет преподаватель. — Мне нужны не возгласы «Вау, как классно!», я ожидаю от школьников осознанного интереса: как это работает, на каких законах физики? Активно использую методику «Перевернутый класс». Это когда общение учителя и учеников переворачивается с ног на голову. Я предоставляю материал и тему для самостоятельного изучения дома, а на уроках мы на практике закрепляем знания. Ребята приходят в класс и задают все вопросы, которые у них возникли по теме, а я им отвечаю».
Томск — Удомля
Жена Арина в 2023 году защитила диплом и получила направление на Калининскую АЭС. Как студент целевого обучения, не могла отказаться от предложения.
«Арине предложили работу в отделе ядерной безопасности и надежности. Группа, в состав которой она вошла, занимается темой ионизирующего излучения. Мне же хотелось остаться в школе, при этом грела мысль, что я буду сотрудничать с АЭС, готовить будущих физиков, жить и работать в городе атомщиков, — говорит Александр Нерода. — Удомельские школы активно участвуют в федеральной программе поддержки сельских педагогов «Земский учитель». Она рассчитана на села, деревни и города с населением менее 50 тыс. человек. Участники получают разовую выплату в размере 1 млн рублей. Потратить деньги можно по своему разумению, но нужно проработать пять лет в городской школе. Мне это подходило».
В удомельских школах молодых специалистов принимают с распростертыми объятиями. Александр выбрал гимназию № 3. В середине июня молодая семья загрузила вещи в автомобиль и поехала в Удомлю. Расстояние в 4 тыс. км преодолели за пять суток.
«Проехали Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород и Москву, а цель путешествия — Удомля, — смеется Александр. — Даже 600‑тысячный Томск выглядит огромным в сравнении с этим городком населением в 25 тыс. человек. Но я знал, на что иду, у меня не было завышенных ожиданий. Город уютный, безопасный, хорошо развита спортивная инфраструктура. До Москвы и Санкт-Петербурга близко, можно на машине доехать. И есть с кем пообщаться — здесь работают многие мои университетские друзья».
Александру предложили преподавать математику и физику. Сейчас администрация школы ищет способы увеличить зарплату новому сотруднику, чтобы он не сожалел о своем отказе от карьеры атомщика.
«Если бы я устроился на АЭС, на первом этапе зарабатывал бы чуть больше 50 тыс. рублей, а потом больше и больше, — рассуждает Александр. — Я прекрасно понимаю, что школа — это не про большие заработки. Сегодня 50 тыс. в этой системе — потолок, до которого еще идти и идти. Одна учительская ставка — это 18 часов в неделю. Если перевести на деньги — 15 тыс. рублей. В Томске я совмещал несколько ставок, был ответственным за сохранность музыкальных инструментов, работал инспектором по охране труда и отвечал за сайт школы. Здесь тоже буду совмещать разные функции. Уже сейчас взял классное руководство и стал замдиректора по безопасности. Я готов жить в школе, у жены тоже плотный график работы. Знаю, что некоторые участники «земского» проекта возвращают деньги и сбегают. Уверен, я не последую их примеру».
Атомные подарки
По словам Александра, знакомство со школой вызвало только положительные эмоции. Класс физики хорошо оснащен. Видно, что оборудование обновляется регулярно.
«Росэнергоатом» помогает, наша АЭС поддерживает школу, — рассказывает учитель. — Полный комплект лабораторного оборудования, даже метеостанция есть. Всех физиков из школ Удомли пригласили в сентябре на совещание с замдиректора Калининской АЭС по управлению персоналом Олегом Лебедевым. Обсудили, что сделать для школьников, чтобы они чаще выбирали естественно-научный профиль, шли в атомные вузы. В конце встречи каждого из нас попросили составить список покупок, необходимых для полноценной учебы. Я написал, что мне нужна интерактивная панель — это что-то среднее между телевизором и компьютером, при этом обеспечивает контрастность транслируемых изображений и не портит зрение. Также нужно демонстрационное оборудование для опытов. Цена вопроса — около 1 млн рублей. Мой список взяли в работу».
Одно из главных профессиональных убеждений преподавателя — то, что физику надо начинать учить не с 7-го класса, а непременно с 5-го. В удомельской гимназии придерживаются того же мнения. Александр Нерода с начала учебного года ведет один час физики в неделю у пятиклассников и шестиклассников.
«У нас, к сожалению, система образования построена так, что к 7-му классу дети перестают быть почемучками, их отучают от вопросов к этому времени. И именно в этом возрасте в школе начинается физика. Но для такого предмета отсутствие интереса губительно. Его не вызубрить, его надо понять. Оптимальное время для начала знакомства с физикой — сразу после окончания курса по окружающему миру в начальной школе. Да, в 5-м и 6-м классах детям еще не хватает математики, чтобы понять физические законы. Но я концентрируюсь не на формулах и задачах, а на практических занятиях. Например, недавно мы с пятиклашками изучали эталон длины. Они сами делали метр из картона, измеряли им парты, находили у себя погрешности, исправляли ошибки. Сколько было вопросов! Я еле успевал отвечать», — делится Александр.
Местная звезда
На учеников старших классов у педагога тоже большие планы. Он намерен заняться профориентацией, мечтает организовать школьные экскурсии на АЭС и наладить контакт с техническими вузами столицы.
«В последние годы крепнет связь между вузами и школами, — рассуждает Александр. — Вузы раньше только отвечали на запросы о сотрудничестве, а теперь сами проявляют инициативу. Предлагают детям интересные лекции, помощь в подготовке к экзаменам. Я хочу связаться с администрациями нескольких технических университетов Москвы, наладить регулярное онлайн-общение».
Сейчас семья учителя обживается на новом месте. Дочка Варя пошла в садик, жена проходит курсы, необходимые для допуска к работе на АЭС, а сам он пытается купить дом. Ему не терпится съехать со служебного жилья. В недвижимость и планирует вложить свой «земский» миллион.
«Городок маленький, все друг у друга на виду, — рассказывает Александр Нерода. — Я не понимал первое время, почему на меня в магазинах косо смотрят, думал, что со мной не так. Потом дошло — я вызываю подозрение просто как незнакомец. Но как только началась учеба, меня признали. Иду по улице, все со мной здороваются, улыбаются — дети, родители, бабушки, дедушки. Жена подсмеивается, говорит, что я что-то вроде местной звезды».