Юлия Пересильд: «Невесомость похожа на состояние влюбленности»
Особой гостьей форума по культуре безопасности, прошедшего в августе в «Росэнергоатоме», стала Юлия Пересильд — первая в мире актриса, снявшаяся в кино на Международной космической станции (МКС). Участники форума получили ее книгу «Это космос, детка!». На наш взгляд, книга даже интереснее фильма «Вызов», которому она посвящена. Предлагаем несколько отрывков.
***
В начале июня (2021 года. — «СР») к нам пришла группа женщин. Нам сказали: «Сейчас будем выбирать вам одежду». А я тогда еще ничего не понимала, мы были в ЦПК (Центре подготовки космонавтов. — «СР») всего пару дней.
Дело в том, что на МКС нельзя брать личные вещи. Каждый материал, из которого изготавливается одежда, проходит проверку на огнеупорность, на то, выделяет ли он химические вещества, которые могут отравить человека. Потому что безопасность — главное на станции. Нельзя, например, чтобы пуговицы были из пластика… Поэтому ты должен подобрать себе одежду из каталога для космонавтов. Можно выбрать цвет одежды, попросить нанести на нее твои инициалы. Но она — стандартная для всех. Стали выбирать нижнее белье. А ведь это все-таки та одежда, в которой мне предстоит появиться в кадре, — я подумала, что Клим (Клим Шипенко, режиссер. — «СР») наверняка захочет снять, как моя героиня переодевается, и в результате у нас действительно была такая сцена.
Смотрю каталог трусов: из них 70 % — в цветочек. Иду к Климу: «А что с трусами делать?» Это смешно, но у нас не было варианта взять свои трусы. Пришлось выбирать из каталога.
***
Тренировки на станции напоминали квест, и очень сложный, ведь, например, надеть сменный чехол на туалет с первого раза не получится. Поэтому необходимо было освоить работу систем жизнеобеспечения — без этого тебя в космос не пустят. И на первом месте среди них, конечно, туалет — ассенизационно-санитарное устройство, АСУ. Я даже подарила на день рождения Климу футболку со схемой АСУ, потому что космический туалет — это не просто туалет. Я никогда так не радовалась, как в те моменты, когда у меня получалось сделать все правильно, ведь там нельзя совершить ни одной ошибки!
***
Говорят, что космос не для женщин. Конечно, мы не можем спорить с Сергеем Павловичем Королевым. Но в реальности женщина в невесомости — это очень красиво. Все поднимается наверх, выглядишь как после процедур у косметолога.
Волосы развеваются, как у Венеры на картине Боттичелли. Ты невероятно легкая, воздушная, все твои движения грациозны. Можно ловко пролететь под столом, нырнуть в люк — когда уже освоилась, конечно. Постоянно хочется петь и танцевать. На что похожа невесомость? Пожалуй, больше всего — на состояние влюбленности.
***
После отбоя свет на станции выключается, как в пионерском лагере. И мы втроем — я, Клим и Антон (космонавт, Герой России Антон Шкаплеров. — «СР») — полетели в наш корабль. Взяли с собой сок, печеньки, сухофрукты. Обнялись там втроем, висим… Спать не хочется, адреналин! Сил столько, что в открытый космос готовы выйти! Эйфория! Висим, рассказываем друг другу какие-то истории — пространства корабля хватает только на нас троих. Вокруг печеньки летают… И вдруг — как коршун — влетает Олег (космонавт, Герой России Олег Новицкий. — «СР»). Я так испугалась! «Почему вы не спите?! Отбой на станции!» И улетел. (Это значило: завтра рано не встанете, форма 24 собьется…) У меня до сих пор мурашки по коже, когда об этом вспоминаю. Мы разлетелись.
***
Купол в американском модуле — уникальное место, откуда можно посмотреть на Землю. Он состоит из огромного количества иллюминаторов — открывается обзор на 360 градусов. Это похоже на застекленную веранду прямо в космосе. Оттуда очень хорошо видна станция, наши корабли «Гагарин» и «Титов», солнечные батареи.
В какое-то мгновение мы зависли, глядя на Землю, и, пролетая где-то над Латинской Америкой, увидели как будто дискотеку из стробоскопов. Тома (астронавт Европейского космического агентства Тома Песке. — «СР») объяснил, что это грозовые молнии. Они выглядят как фотовспышки, озаряющие планету тут и там, раскрашивая ее в разные цвета: темно-синие — над морем, песочные — над пустыней.
***
Теперь я отвечу на вопрос: «Можно ли это было снять на Земле?» ТАК на Земле это снять было нельзя. Как-нибудь по-другому — наверное, можно. Но суть, наверное, не только в этом. Была задача попробовать сделать так, чтобы люди, которые придут в кинотеатр, смогли совершить космическое путешествие, точно понимая, что это все реально, что это не художественная фантазия. Вот это — МКС, невесомость — вот такая! Можно ли это передать художественными средствами? Конечно, можно. В нашем сценарии есть гениальная фраза, которую когда-то сказал Клим в ответ на вопрос: «Зачем вы полетели в космос? Это же опасно, это же ненужно». — «А зачем люди покоряют Эверест? Это ведь точно никому не нужно. Но они зачем-то туда поднимаются — иногда ценою жизни. Они его покоряют, потому что он существует».