Великолепная пятерка и Физтех: как школьники выиграли международную физическую олимпиаду
Международная физическая олимпиада, IPhO, — одно из самых престижных состязаний школьников, и сборная России не первый год увозит с турнира коллекцию золотых медалей. В этот раз все пять членов команды, выпускники Физтех-лицея им. Капицы, завоевали личные награды высшей пробы.
В этом году IPhO проходила в Токио. За несколько дней участникам нужно было показать высочайшее мастерство. Тренер сборной Виталий Шевченко, член центральной предметно-методической комиссии по физике, директор по довузовской подготовке Московского физико-технического института (МФТИ), описывает схему отбора: «Это долгий и ответственный процесс, который начинается весной, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике среди 10‑х классов. В течение следующего учебного года 32 лучших 11-классника страны приезжают в МФТИ на учебно-тренировочные сборы». В план подготовки входят лекции, семинары и практикумы. Кроме того, дома школьники занимаются с личными тренерами: учителями, преподавателями местных вузов, физико-математических кружков. «Для облегчения процесса мы синхронизируемся с ними — например, в МФТИ ребята получают большой объем теоретического материала, возвращаются к себе и вместе со своими учителями решают задачи по этой теме. У спортсменов условно есть «день рук», «день ног», проработка тактики, у физиков — примерно так же, и усилия сопоставимы», — рассказывает Виталий Шевченко.
Еще один секрет эффективной подготовки — тренировки на оборудовании с прошлых международных олимпиад. Его нельзя нигде купить, смастерить в школе невозможно. Ежегодно эти приборы разрабатывают специально для практического тура, и их конструкция до последнего держится в строжайшей тайне.
«У формулы успеха множество слагаемых. Первое и, пожалуй, самое важное — настрой. Если человек пишет тур и боится, то, скорее всего, у него ничего не получится. Я уверен, что квалификация у всех наших ребят достаточно высокая для того, чтобы решить задачи международной олимпиады, вопрос лишь в том, смогут ли они собраться в нужный момент. И конечно, нельзя недооценивать личный вклад ребенка в победу — сколько бы мы ни читали лекций, ни давали задач, это бесполезно, если школьник сам в этом не заинтересован», — говорит Виталий Шевченко.
На следующий учебный год тренерский штаб строит новые планы, и первое большое испытание — Азиатская олимпиада по физике. По ее итогам будет сформирована новая «великолепная пятерка», которая представит Россию на главном международном физическом состязании 2024 года.
Всеволод Доля
— В восьмом классе я начал ходить в кружок по физике. Когда все программные темы закончились, мы просто ради интереса начали решать сложные задачи в олимпиадном формате — пять часов без перерыва. В первый раз у меня не получилось ничего, а в следующий сделал все пять задач. Тогда я испытал это приятное чувство — удовольствие от красивого решения. Наверное, любовь к физике помогала мне не потерять мотивацию. Бывает, что выходит совершенно контринтуитивное решение, а ответ — совсем не такой, каким ты его себе представлял. Мне навсегда запомнилась задача, в которой получалось, что шарик должен кататься по потолку.
Что касается олимпиады, мне очень помогали сокомандники: мы не видели друг в друге конкурентов. Иногда совсем ничего не хочется делать, а заходишь в комнату, видишь, как друзья что-то решают, и возникает желание присоединиться.
Перед финалом нашим основным преимуществом была уверенность в собственных силах — провожая нас в аэропорту, один тренер в шутку сказал, что всем, кто не привезет медаль, придется сдавать домашнюю работу за время отсутствия. Наверное, это была еще одна маленькая мотивация выложиться на все сто.
Александр Ершов
— Я влюбился в физику в седьмом классе, когда приехал в «Сириус». Мне так там понравилось, что я понял: нужно тренироваться дальше, чтобы еще не раз побывать в этом месте. У меня всегда было стремление сделать что-то особенное в жизни, а не просидеть в своем городе, никуда не выезжая. Да и в целом физика помогает лучше понять этот мир, ведь что делать в мире, который ты не понимаешь и даже не стараешься понять?
На олимпиаде я очень старался не ударить лицом в грязь. Хотя, если честно, задачи были легкие, решать их было довольно скучно. Но у меня была еще одна цель — по возможности отдохнуть и пообщаться с иностранцами. Мы с удовольствием болтали с ребятами из других стран. Один раз к нам в панике подбежали французы, сборная практически в полном составе, и попросили помочь им завязать галстуки, потому что они сами не умеют.
СПРАВКА
IPhO проводится с 1967 года. В сборной максимум пять участников, успешно выступивших на национальных соревнованиях и отборах. Первый тур олимпиады — теоретические задачи по не менее чем четырем разделам физики, второй — экспериментальный, лабораторная работа. Итоги подводятся в личном зачете.