«Бушер-2»: символ трех поколений
На площадке второй очереди АЭС «Бушер» началось устройство котлована реакторного здания и машинного зала энергоблока № 2. АСЭ запланировал сдать энергоблок № 2 заказчику на 15 месяцев раньше срока, предусмотренного контрактом, — такая амбициозная цель ставится впервые.
От закладки первого камня до начала разработки котлована прошел год и один месяц. Иранцы, как всегда, подошли к церемонии с фантазией. В сентябре 2016 года прилетевшему на площадку гендиректору «Росатома» Сергею Кириенко предложили символически разрыхлить каменистый грунт киркой, украшенной синей лентой. Сейчас глава госкорпорации Алексей Лихачев перерезал ленту, которая удерживала два иранских ковра. Упав, они открыли участникам и гостям церемонии вид на строительную площадку: там уже вовсю работают экскаваторы и грузовики. Помимо главы «Росатома» с российской стороны в церемонии участвовал президент АСЭ Валерий Лимаренко. Заказчика представлял вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии страны Али Акбар Салехи.
Строительство блоков № 2 и 3 АЭС «Бушер» полностью финансирует иранская сторона. «Этот крупнейший российскоиранский проект — символ нашего сотрудничества, символ как для нашего поколения, так и для поколения наших детей и внуков. На сегодняшний день порядка 25 млрд кВт·ч уже выработано на первом блоке АЭС «Бушер» — это серьезный вклад в экономику Ирана, который дает возможность направить дополнительные деньги на развитие социальной сферы и промышленности страны», — сказал Алексей Лихачев. Он также напомнил, что жизненный цикл АЭС — 100 лет. Таким образом, сооружая станцию, Россия и Иран формируют повестку сотрудничества не только для нынешнего, но и для двух следующих поколений.
Али Акбар Салехи подчеркнул, что сооружение блока № 2 АЭС «Бушер» идет с небольшим опережением графика. «Я надеюсь, что в течение семи лет мы будем свидетелями ввода в эксплуатацию этого блока, а еще через два года будет введен в эксплуатацию блок № 3», — сказал он.
Глава компании-генподрядчика Валерий Лимаренко отметил, что возведение второй очереди АЭС «Бушер» перешло в практическую плоскость. «На площадке сооружения атомной электростанции выполнены предварительные изыскания, проведена подготовка к строительству энергоблока № 2. Начинается основной этап строительных работ — устройство котлована под основные здания блока № 2 и укрепление грунтов на площадке. Выход на первый бетон планируется в третьем квартале 2019 года», — сообщил президент АСЭ.
Как все начиналось
Приход советских (а затем и российских) технологий мирного атома в Иран стал возможен после исламской революции. Строительство первой иранской АЭС начиналось при светском режиме шаха Мохаммеда Пехлеви. Контракт на возведение двухблочной атомной станции «Бушер» получил немецкий концерн Kraftwerk Union (Siemens / KWU), однако после революции, в 1979 году, все работы на площадке были прекращены. В 1980 году подрядчик разорвал контракт и отказался достраивать станцию из-за решения германского правительства присоединиться к американскому эмбарго на поставки оборудования в Иран.
Новое иранское правительство не отказалось от намерения построить первую АЭС на Ближнем Востоке. В 1992 году оно подписало с правительством Российской Федерации соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и договор о сооружении атомной электростанции в Иране. В январе 1995 года был подписан контракт на завершение строительства первого блока АЭС «Бушер».
Достройка блока стартовала в 1998 году. В 2001 году началась поставка основного технологического оборудования на станцию. Главная сложность заключалась в требовании иранской стороны именно достроить первый блок: как выяснилось, построить АЭС с нуля вышло бы и проще, и дешевле. Реакторное здание было в плохом состоянии: например, в куполе было отверстие, которое пробила авиабомба, сброшенная израильскими ВВС. Добавило хлопот и несоответствие европейских технических стандартов и российских. Наши специалисты не имели конструкторской документации на уже поставленное оборудование. Чтобы заменить европейский реактор на ВВЭР, потребовалось перепланировать реакторное здание. Генподрядчику пришлось разработать специальный проект реакторной установки В-446. Энергоблок № 1 АЭС «Бушер» был подключен к национальной энергосистеме Ирана 3 сентября 2011 года. Иранцы учли полученный опыт, и о достройке начатого специалистами Kraftwerk Union блока № 2 речь уже не шла.
Правительство Ирана убедилось в надежности «Росатома» как поставщика и России как партнера — ведь достройка первого блока АЭС «Бушер» велась в условиях дипломатического давления Запада. В ноябре 2014 года «Росатом» уже начал пожинать плоды трудной работы в Иране: были подписаны документы о строительстве восьми блоков АЭС по российским технологиям. При этом были законтрактованы два блока второй очереди АЭС «Бушер».
Иран оценил преимущества ядерной энергетики. По словам директора АЭС «Бушер» Хуссейна Гаффари, к концу октября 2017 года станция сэкономила стране 6,1 млрд баррелей сырой нефти на 2 млрд долларов. Какого объема выбросов парниковых газов удалось избежать, в Иране пока не посчитали.
Ход проекта
Получив опыт взаимодействия при строительстве блока № 1, российская и иранская стороны при проектировании и строительстве второй очереди работают как слаженный механизм. Иран перечислил аванс за вторую очередь АЭС «Бушер» 28 декабря 2016 года. А на следующий день АСЭ заключил первый договор субподряда с иранской компанией. Местная фирма получила заказ на вертикальную планировку площадки и демонтаж зданий. В августе и сентябре 2017 года также подписаны договоры с иранскими компаниями на устройство котлована и укрепление грунтов под блок № 2.
Вторая очередь АЭС «Бушер» будет сооружаться по новому проекту, который базируется на технических решениях проекта АЭС‑92, сообщили в АСЭ. Референтными для нее станут энергоблоки первой очереди индийской АЭС «Куданкулам».
Принципиальной особенностью блоков № 2 и 3 АЭС «Бушер» станет использование не только традиционных активных систем безопасности, но и пассивных — работающих без участия человека и источников энергии. В проект вошла система отвода тепла от активной зоны реактора при авариях с течью первого контура и потерей всех источников переменного тока. Она позволит в течение 72 часов избегать расплава активной зоны даже при потере теплоносителя.
Кроме того, для второй очереди «Бушера» с учетом условий Персидского залива разработаны специальные гидротехнические сооружения. Энергоблоки также будут устойчивы к воздействию землетрясений и цунами.
— Реализация проекта второй очереди АЭС «Бушер» идет по графику?
— По условиям контракта предварительная приемка блока № 2 заказчиком должна состояться не позднее чем через 108 месяцев, то есть девять лет, от даты начала работ по контракту, в январе 2026 года.
Из 108 месяцев 33 месяца составляет подготовительный период, в который входят все работы до заливки первого бетона. По контракту первый бетон в фундамент реакторного здания мы должны залить не позднее сентября 2019 года. Однако «Атомстройэкспорт» взял на себя повышенные обязательства и планирует сократить как подготовительный, так и основной период строительства. Мы хотим предоставить заказчику возможность выполнить предварительную приемку блока № 2 АЭС «Бушер» на 15 месяцев раньше контрактного срока.
Работы по устройству котлована блока № 2 мы начали с опережением. Планируем придерживаться опережающего темпа и в дальнейшем. Для этого применим современные методы организации управления проектом, поставками и производством.
— Вы впервые привлекаете иранцев к земляным работам. Почему вы решили сотрудничать с местной компанией?
— Проведенные инженерные изыскания показали высокую вероятность сейсмической активности на площадке АЭС «Бушер». «Атомстройэкспорт» считает обеспечение безопасности сооружаемых объектов атомной энергетики своим приоритетом. С этой целью выработан и реализуется комплекс сложных технических и проектных решений. Одно из них — укрепление грунтов под основными зданиями сооружаемой станции. Планируем использовать самые передовые технологии и мировой опыт. Отмечу, что иранские компании обладают высокими компетенциями в этой области, знают регион и местные условия. Все это стало основой для победы иранской компании в международном открытом тендере на выполнение работ по укреплению грунтов. Уверен, что иранский субподрядчик с честью выполнит обязательства и произведет укрепление грунтов качественно и в намеченные сроки. От этого зависит успех нашего плана по заливке первого бетона в июне 2019 года.
— Когда будет получена лицензия на строительство энергоблока № 2?
— По условиям контракта получение лицензии на сооружение — обязанность иранской стороны. Но от наличия этого документа зависит соблюдение графика российским подрядчиком. Поэтому мы намерены работать в этом направлении с заказчиком, у нас общая цель — получить лицензию к январю 2019 года, с опережением контрактного графика.
Еще раз подчеркну, что наша цель — построить безопасный и надежный блок, не забывая об экономической эффективности проекта. Скорейшее завершение строительства невозможно без опережающего выполнения графиков на всех этапах, одно из важнейших условий — своевременное получение лицензии на сооружение.