«Чумовое» путешествие: как встречают гостей в Ловозерском районе
Ловозерский горно-обогатительный комбинат по добыче редкоземельных металлов расположен на редких по красоте землях Мурманской области. Сотрудники горнорудного дивизиона, включившиеся в работу нового предприятия «Росатома», открывают для себя Хибины, Ловозерские тундры, Сейдозеро. Есть в этих местах и несколько этнопарков, в двух из них побывала наша корреспондентка.
Ленин и олени
Краткую историю села Ловозеро, районного административного центра, можно узнать, просто гуляя по улицам. «Июль 1517 года — дата первого упоминания села Ловозеро в исторических источниках — грамотах великого князя Василия III сборщикам дани в Лопской земле» — гласит табличка на огромном камне в центре села. Неподалеку памятник Ленину, украшенный похоронными венками. Остается только гадать, это знак почтения или свидетельство окончательной смерти вождя в умах местных жителей. Возле сельского музея — монумент со списком погибших в Великой Отечественной войне ловозерцев, много одинаковых фамилий. На колоннах музея — фотографии: бойцы верхом на оленях, в санях. Олени были главным в этих местах транспортом для фронта и ближайшего тыла.
Оленеводство, кочевая жизнь отражены в больших и малых формах архитектуры Ловозера. Сложенные шатром палки — каркасы чума, традиционного жилища коренного народа саамов, — стоят во дворе школы, стилизованное изображение — на крыше автобусной остановки. Часть Ловозерского национального культурного центра тоже в форме чума. Саамов в России около 1,9 тыс., из них 1,5 тыс. живут постоянно или между кочевками в Ловозере. Многие пасут оленей — в районе несколько оленеводческих кооперативов. С одним из них, «Тундрой», сотрудничают предприятия горнодобывающего дивизиона «Росатома» в рамках создания производства по добыче лития на Колмозерском месторождении.
Идолы Ивелвиги
Саамская деревня, или самь-сыйт на языке коренных жителей, Ивелвига названа по первым слогам имен членов семьи Ивана Головина, основателя деревни. Он коренной саам и потомок колдунов. Построил деревню, чтобы сохранить саамскую культуру и правильно, без искажений, о ней рассказывать.
В деревне есть все, чтобы познакомиться с бытом, верованиями, обрядами, мифами и легендами саамов. Вдоль одной из внутренних дорог стоят восемь идолов, олицетворяющих четыре стихии, здоровье, счастье, удачу и семейное благополучие. Каждому надо подарить монетку и у каждого нужно что-то попросить, тогда дар будет гармоничным, улучшения произойдут во всех аспектах жизни. Говорят, просьбы выполняются, но формулировать следует очень точно. «Как-то женщина загадала: хочу жить на мешках с деньгами. Вскоре переехала в новую квартиру над отделением банка», — рассказывает Иван Головин.
В Ивелвиге есть контактный зоопарк. Между деревьями скачут кролики и умильные крольчата. В вольерах живут хаски, енот и лисы разных видов. Хаски и енота можно покормить. Собаки радуются, прыгают и норовят облизать, а енот через сетку вольера аккуратно длинными пальцами берет лакомство — кусочек хлеба. На огороженном участке леса пасется стадо ручных оленей. Когда зовут много раз, они прибегают. Это фишка Ивелвиги — научить оленей так себя вести непросто. Животные знают, что их ждет угощение. Посетителям сотрудники деревни раздают хлеб. Но разделить его на ломти просто не успеваешь — олени облепляют, тычутся пушистыми мягкими мордами в руки, в карманы, разбирают угощение за пару секунд. Все это забавно и весело. Летом у оленей отрастают рога — панты, в июне они небольшие, покрытые короткой нежной шерстью. Их просят не трогать, чтобы случайно не сломать: панты пронизаны кровеносными сосудами, повредишь — начнется сильное кровотечение.
Еще одна достопримечательность — небольшое, но глубокое озеро. Считается, что у него импактное происхождение (от столкновения с Землей метеорита или другого крупного небесного тела), а в воде много растворенного серебра, поэтому она целебна. Говорят, помогает от бессонницы, тревоги и нервных расстройств. Чтобы вылечиться, надо пройти несложный ритуал очищения. Какой именно — секрет, иначе другим неинтересно будет. Мы прошли. Поскольку особо не тревожились, большого эффекта не заметили, но спали потом действительно хорошо.
«Хаски-парк» зимой и летом
После сытного обеда в Ивелвиге (уха, оленина и пакула — заваренный из чаги, ягеля и трав чай с морошковым медом) отправились в «Хаски-парк». Это проект Антонины и Алексея Кошельник. Парк больше нацелен на зимний туризм: хаски в упряжках катают посетителей, можно поездить на снегоходе. Летом, кроме наблюдения за собаками, особых развлечений нет, по крайней мере пока. Собаки живут в вольерах, для разминки дважды в день гуляют на огороженных площадках или сопровождают хозяев на велопрогулках. В симпатичном магазинчике можно купить сувениры: магниты на холодильник с резьбой по оленьему рогу, одежду с принтом (хаски, северное сияние и полярные совы), туристическую посуду из композитных материалов и даже оленьи рога.
В кафе в «чумовом» стиле и гостевом доме — срубе с огромными окнами и верандой — продуманные дизайнерские детали, сочетающие хай-тек с природными материалами и местным колоритом. Например, изображение северного сияния над входом в кафе на обычной доске с неровным краем. Как оказалось, дизайн принадлежит Антонине.
Кроме хаски здесь живут олени и итальянские овчарки — большие, белые, мохнатые и, как говорят хозяева, очень умные. С виду добродушные, любят, чтобы их чесали. Но добрые они только к желанным гостям — медведей от «Хаски-парка» отгоняют.
Медвежьи истории
Медведи в этих местах — одна из самых обсуждаемых тем. «Медведей видели?» звучит сродни «Как дела?». Хозяева Ивелиги и «Хаски-парка» расскажут приезжим немало историй из своей жизни. Есть трагичные. У Ивана Головина медведица однажды за несколько часов перерезала стадо из двух десятков оленей. Есть почти будничные — о том, как медведи после спячки мигрируют из берлог в глубине материка к побережью, и каждый раз мимо «Хаски-парка». И надо им аккуратно внушить мысль идти немного другим курсом. Делать это приходится, вояжируя на вездеходе между медведем и парком. Весной медведи злые, голодные и потому свирепые. Осенью, когда возвращаются в берлоги, уже проще — тогда звери сытые. А самые опасные — это медвежата-подростки, у которых часто отсутствует чувство страха.
Иван Головин и супруги Кошельник могут рассказывать истории о людях и зверях почти бесконечно, и это привлекает туристов не меньше, чем развлечения в этнопарках.
ЛЮДИ И МИНЕРАЛЫ
Саамские корни остались в названиях минералов и легендах о них. «Лопарит» происходит от слова «лопарь» — так саамов называли славяне и скандинавы. «Луяврит» — от саамского названия Ловозера Луявврь («яврь» и означает «озеро»). «Эвдиалит» — с греческого «хорошо растворимый», но легенда о происхождении камня саамская: это кровь лопарей, отстаивавших свою землю и погибших в битве с хитрым и наглым «шветом» (шведом), который отбирал у них быков и важенок — оленей. Эту легенду рассказал в своей книге «Воспоминания о камне» академик Ферсман, долго изучавший ловозерские недра.