Дополнительный STEAMул: молодых машиностроителей учат основам бизнеса
Как подсчитать «эффективную выручку», где искать бизнес-идеи и как их грамотно воплощать? Специалисты предприятий «Атомэнергомаша» пообщались с топ-менеджерами дивизиона и экспертами «Иннохаба» на установочной сессии STEAM.
Узнать из первых рук
Елизавета Сметанина — инженер по маркетингу Опытного конструкторского бюро машиностроения им. Африкантова. На сессию приехала, чтобы встретиться с руководителями «Атомэнергомаша» и из первых рук узнать о стратегии развития дивизиона, о новых тенденциях в области маркетинга, чтобы применять их в своей работе.
Установочная сессия — часть программы развития высокопотенциальной молодежи STEAM. Ведущий специалист «ЗиО-Подольска» Максим Котилло принимает участие в мероприятиях программы в третий раз. «Мне нравится общаться с коллегами, — говорит он. — Со многими я заочно знаком по переписке, но встречаться полезно: лучше узнаешь, чем они живут».
На сессии собрались 88 молодых сотрудников с 14 предприятий: представители кадрового резерва, победители конкурсов профмастерства, лидеры молодежных сообществ, члены команд поддержки изменений.
Цели и цифры
«Основная цель этой сессии — работа в проектных командах по повышению эффективности, а также развитию новых рынков, продуктов и бизнесов в рамках стратегии «Видение‑2030», — сообщил гендиректор «Атомэнергомаша» Игорь Котов. Для начала он обозначил стратегические цели дивизиона. Одна из ключевых — развитие новых продуктов и перспективных технологий: доля новых бизнесов в структуре выручки должна в 2030 году составить не менее 50 % (по итогам 2022 года — 39 %). Доля зарубежных операций в выручке планируется на уровне 30 %. Рентабельность по EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation, amortization — прибыли до уплаты процентов, налогов и амортизации) должна варьироваться в диапазоне 8–12 %.
О EBITDA на сессии говорили почти все эксперты. «Жизнь меняется, проектов стало больше, эффективность у них разная, а кошелек для инвестиций один, — пояснил директор департамента стратегии и развития «Атомэнергомаша» Илья Лычев. — У руководителей новых бизнесов в картах ключевых показателей эффективности уже есть EBITDA, будет она и в актуализированной стратегии госкорпорации. Раньше больше смотрели на выручку, сейчас в центре внимания — «эффективная выручка».
Руководитель проекта блока по развитию бизнеса ТВЭЛ Наталья Заирова, которая познакомила слушателей с основами функционально-стоимостного анализа, тоже отметила, что EBITDA демонстрирует эффективность управленческих решений в компании. Опрос показал, что среди участников сессии считать этот показатель умеют лишь трое, — домашнее задание определилось само собой.
Заместитель гендиректора «Атомэнергомаша» по операционной деятельности Максим Тюкавкин обсудил с аудиторией эффективность конкретных проектов. Руководитель проектного офиса по новым продуктам машиностроительного дивизиона Евгений Дасаев представил результаты взаимодействия с участниками STEAM на этапе запуска проекта лаборатории мехатроники и робототехники на производственной площадке ЦКБМ, а также сотрудничества в рамках проекта по предиктивной диагностике.
Отвечает гендиректор
Многих интересовала стратегия развития «АЭМ-Спецстали» — предприятия, вошедшего в состав дивизиона в 2022 году. Игорь Котов заявил, что завод ждет масштабная модернизация, в которую госкорпорация планирует вложить за пять лет не менее 3 млрд рублей: «Уже началось обновление станочного парка, затем надо привести в порядок прессы и печи».
На вопрос сотрудницы «Атомтрубопроводмонтажа», как планируют поддерживать ее предприятие, которое сейчас переживает не лучшие времена, Игорь Котов заметил, что ему не нравится слово «поддержка» в контексте бизнеса: «Я могу каждый день звонить директору и говорить: «Держись!» Кому от этого станет легче?» Он разъяснил, что опыт выхода на безубыточность других организаций дивизиона наработан: сначала менеджмент предприятия готовит и защищает стратегию повышения эффективности, а затем дивизион принимает решение о финансировании.
Также Игорь Котов поделился секретом личной эффективности в компании «АЭМ-технологии», которую он возглавлял до февраля этого года: «Я просто очень люблю свою команду. Мы уважаем друг друга и тепло общаемся не только по работе, но и в свободное время».
Урок предпринимательства
Во второй части сессии машиностроители учились в проектных командах формулировать идеи и доводить их до реализации. Гендиректор «Иннохаба» Станислав Кречетов рассказал, где искать бизнес-идеи для промышленности (см. внизу слева) и по каким критериям. Он подчеркнул, что при принятии решения о создании продукта важно ориентироваться на потребности клиента, а не на возможности производителя.
Участники разбились на 10 проектных команд, каждая предложила свои инновации и составила прообраз бизнес-плана. В конце наработки обсуждали с топ-менеджерами. Молодые специалисты продолжат эти проекты на следующих мероприятиях STEAM. Лучшие будут реализованы при поддержке дивизиона.
СТАНИСЛАВ КРЕЧЕТОВ: ГДЕ ИСКАТЬ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИДЕИ
Платформа развития технологических проектов «Университет 20.35» — pt.2035.university
Навигатор для технологических предпринимателей Leader ID — leader-id.ru/navigator
Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России — frprf.ru/zaymy/prioritetnye-proekty
Карта инновационных решений — innovationmap.innoagency.ru
Каталог технологий Агентства по технологическому развитию —
atr.gov.ru/catalog
Московский инновационный кластер «Технологии будущего» —
i.moscow/future_tech
Справка
Программа развития высокопотенциальной молодежи STEAM (science, technology, engineering, art, math — наука, технология, инжиниринг, искусство, математика) началась в 2019 году. Ее постоянные участники — порядка 200 специалистов машиностроительных предприятий в возрасте до 40 лет. Для них организуют вебинары, мастер-классы, деловые игры, хакатоны. Важная часть — встречи с топ-менеджерами «Атомэнергомаша». Чаще это бизнес-завтраки, но несколько раз в год руководители дивизиона отправляются с молодыми сотрудниками в турпоходы.
В рамках программы идет работа над инновационными проектами. За четыре года выдвинуто и проанализировано более 100 бизнес-идей. 10 проектов — на стадии реализации.