В воду поглядели: что такое «синяя» экономика и при чем здесь «Росатом»
В марте более сотни стран, в том числе Россия, одобрили соглашение, в соответствии с которым к 2030 году 30 % Мирового океана станут охраняемой территорией. На ней будут ограничены геолого-разведочные работы, промысел, судоходство. Теперь соглашение предстоит ратифицировать. Это первый серьезный шаг к переходу на «синюю» экономику.
Океан возможностей
«Синяя» экономика объединяет отрасли, так или иначе связанные с Мировым океаном. Он обеспечивает работой и пропитанием 10–12 % человечества (в недавнем докладе ООН говорится, что от биоразнообразия Мирового океана напрямую зависят и вовсе 3 млрд человек). Он же является главной артерией международного торгового обмена. Это и огромная арена для проектов возобновляемой энергетики: солнечной, ветрои приливной, а также развития морских биотехнологий. По прогнозам экспертов Всемирного экономического форума, инвестиции в основные отрасли «синей» экономики (перечень ниже) могут принести пятикратный доход в ближайшие 30 лет. Но все это возможно, только если ресурсы океана не будут деградировать. А такой риск есть.
Тревожные симптомы
Мировой океан поглощает 90 % избыточного тепла и 23 % углекислого газа, которые появляются из-за деятельности человека. Состояние этой глобальной экосистемы сильно зависит от климатических процессов. Несколько примеров.
По прогнозам, к 2050 году почти все коралловые рифы будут подвержены окислению, более 90 % из них будет грозить опасность.
Сейчас 65 % рыбных ресурсов используются на максимальном уровне, а 35 % вылавливаются почти подчистую. Наиболее острая ситуация — в юго-восточной части Тихого океана, Средиземном и Черном морях — в регионах с развитым рыболовством и высоким спросом на рыбу и морепродукты. Сегодня только 2,8 % поверхности Мирового океана защищены от рыболовства.
«Существенной проблемой может стать негативное влияние хозяйственной деятельности человека на пресноводные и морские экосистемы: браконьерство и перевылов рыбы и водных беспозвоночных, загрязнение воды и донных отложений, в том числе так называемый материковый сток — то, что поступает в реки, а потом в моря. Наблюдается деградация морских и прибрежных природных ландшафтов и разрушение мест обитания животных: зимовальных ям, мест нереста и нагула рыб, мест гнездования околоводных птиц», — отмечает исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. Ломоносова Николай Шабалин.
Еще одна точка напряжения — пластиковые отходы, неизбежно попадающие в Мировой океан: 8–10 млн т ежегодно, это 80 % загрязнения морей.
Один на всех
Усилия по спасению Мирового океана будут эффективными при условии глобальной интеграции. В настоящий момент действует Глобальный договор ООН по достижению целей устойчивого развития. В рамках договора в 2019 году началось создание коалиции по охране Мирового океана. Для правительств и бизнеса разработаны рекомендации к использованию морских ресурсов по четырем направлениям: морской транспорт с нулевыми выбросами, низкоуглеродные «синие» продукты питания, использование морских возобновляемых источников энергии и усилия по сохранению «морских лугов» — водорослей, главных накопителей природного углерода и основных защитников рыбной молоди.
Стратегии, укладывающиеся в «синюю» повестку, принимают и отдельные страны. Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (NOAA) опубликовало Стратегию в сфере «синей» экономики на 2021–2025 годы. Свою стратегию запустила Индия. Схожие наработки есть у Египта, Австралии, Канады, стран Карибского бассейна. В России принципам «синей» экономики соответствует, хотя прямо это не декларирует, Морская доктрина, утвержденная 31 июля 2022 года. Среди прочего в документе отмечено первоочередное значение развития Северного морского пути (СМП) как более короткого торгового маршрута, который снизит нагрузку на Мировой океан.
Развитие СМП не ограничивается расширением углеродно-нейтрального атомного ледокольного флота. Речь о комплексном развитии портовой инфраструктуры и создании крупных транспортно-логистических центров. Помимо этого, Морская доктрина России затрагивает вопросы добычи полезных ископаемых на Крайнем Севере.
Северный, морской, чистый
«Использование СМП ведет к снижению углеродного следа от торговых судов, по разным оценкам, на 25–38 %, если сравнивать с маршрутами Европа — Азия через Суэцкий канал, и глобально снижает нагрузку на Мировой океан и биосферу в целом, — отмечает Николай Шабалин. — «Росатом» как инфраструктурный оператор СМП много сил вкладывает в создание цифровых сервисов, в том числе для контроля экологической обстановки. Совместно с Минприроды создается подсистема государственного экологического мониторинга, направленная на комплексную оценку экологического следа судоходства и строительства в акватории СМП. Развивается подсистема «Экология» Единой платформы цифровых сервисов, позволяющая собирать и хранить данные о воздействии человека на окружающую среду, обрабатывать их и формировать рекомендации для принятия решений по экологически безопасному использованию морских акваторий».
«Росатом» и Центр морских исследований МГУ проводят комплексную оценку текущего состояния окружающей среды в акватории Северного морского пути.
«Росатом» занимается вывозом и переработкой ядерных отходов с Северо-Запада России (рекультивация хранилищ ОЯТ атомных подлодок в Гремихе и губе Андреева). «Атомфлот» участвует в проекте «Чистая Арктика», направленном на создание единой программы по очистке арктических территорий от антропогенного мусора. С 2021 года по инициативе капитана атомного ледокола «50 лет Победы» Дмитрия Лобусова проводятся масштабные субботники. Так, в 2021 году единый субботник прошел во всех арктических регионах России и в 16 населенных пунктах на северных территориях. Кроме того, «Атомфлот» ведет работы по подъему подводных лодок: К‑27 затонула в 1982 году в Карском море, К‑159 — в 2003‑м в Баренцевом.
У «Атомэнергосбыта» есть корпоративная программа подготовки волонтеров-экологов арктических территорий. Ее участники могут стать общественными инспекторами.
С 2019 года «Росатом» развивает проект первой контейнерной линии через Арктику. Совместно с Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота было проведено имитационное моделирование маршрута, учитывающего погодные и ледовые условия, зоны обитания животных, занесенных в Красную книгу России, особо охраняемые территории и акватории, а также участки, имеющие важное значение для сохранения биоразнообразия.
«Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: мы просто обречены развивать «синюю» экономику. Берега нашей страны омывают 13 морей, — отметил в выступлении на XII Международном форуме «Атомэкспо» Николай Шабалин. — Учитывая, что большая часть акватории России — суровые арктические моря, нам приходится отвечать на вызовы, с которыми впервые сталкивается все человечество. Это и налаживание круглогодичной арктической навигации, и получение гидрометеорологических прогнозов в режиме реального времени, и своевременная экологическая оценка наших действий. И ключевое понятие здесь — ответственность. От экологического менеджмента зависит здоровье биосферы в целом».
Отрасли «синей» экономики
Традиционные
• Рыболовство
• Переработка морепродуктов
• Судоходство
• Портовая инфраструктура
• Строительство и ремонт судов
• Добыча газа и нефти
• Морское строительство
• Морской и прибрежный туризм
• Морские НИОКР и образование
• Дноуглубительные работы
Формирующиеся
• Ветровая шельфовая энергетика
• Океаническая возобновляемая энергетика
• Морские биотехнологии
• Высокотехнологичные морские продукты и услуги
• Добыча нефти и газа в глубоководных зонах
• Морская аквакультура
СПРАВКА
В 2009 году бельгийский экономист Гюнтер Паули представил Римскому клубу доклад под названием «Синяя» экономика: 10 лет, 100 инноваций, 100 млн рабочих мест». Это концепция экономики замкнутого цикла, где производство меняет движение с линейного (с входящими и выходящими ресурсами) на круговое (в природе фактически нет отходов, и любой побочный продукт может стать ресурсом для другого продукта).
В 1990‑е Паули занимался внедрением концепции зеленой экономики, однако сегодня все заметнее, что она не во всем устойчива и имеет ряд минусов. Экологически чистые и биоразлагаемые товары дороже тех, что вредят природе и здоровью. Да и недобросовестные производители вводят в заблуждение потребителей, необоснованно позиционируя свои товары как зеленые.
В дальнейшем термин «синяя» экономика» трансформировался и стал синонимом «экономики океанов».