«Мы заранее думаем о том, как может измениться климат»: «Росатом» принял участие в Невском конгрессе
«Человек и планета: совместимы ли?» — так называлась одна из дискуссий X Невского международного экологического конгресса, проходившего в Санкт-Петербурге 25–26 мая. Впрочем, ответы на этот вопрос искали на всех площадках мероприятия. В «Росатоме» в будущее смотрят с оптимизмом, основанным на практических наработках. Мы выбрали несколько цитат из выступлений руководителей отрасли.
Алексей Лихачев
Гендиректор «Росатома»
— В 2021 году мы начали сотрудничество с Центром морских исследований МГУ им. Ломоносова. В течение двух лет проводили исследования и мониторинг надводной и подводной частей акватории Севморпути. Ежегодно на 50 станциях, расположенных на протяжении 3 тыс. морских миль, это 5,6 тыс. км, экологи, гидрологи, гидрохимики, териологи и орнитологи выполняли исследования воздуха, отбирали пробы морских вод и донных отложений, микропластика, измеряли температуру и соленость водной толщи, фиксировали наличие крупного мусора, изучали растительный и животный мир морей на всех уровнях — от бактерий и микроскопических водорослей до китов. Исследования дали материал для разработки в 2022 году рамочной программы регулярного экологического мониторинга, и на ее основе в этом году была подготовлена комплексная программа мониторинга окружающей среды и биоразнообразия акватории СМП. Но все эти усилия — только временная мера, поскольку интенсивность судоходства растет и нужно создавать систему комплексного экологического мониторинга на государственном уровне. Это предусмотрено и планом развития СМП до 2035 года, который утвердило правительство в прошлом году.
Кирилл Комаров
Первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу
— Наш основной продукт по своей природе зеленый. Ежегодная экономия выбросов углекислого газа благодаря АЭС только в России составляет порядка 7 % выбросов всех парниковых газов. «Росатом» — флагман экологической повестки, наши технологии востребованы во многих странах. Мы заранее думаем о том, как может измениться климат и какое влияние это изменение может оказать на нашу работу. В турецком проекте (сооружение АЭС «Аккую». — «СР») заложена возможность повышения уровня Мирового океана, поэтому мы расположили станцию на 10,5 м над уровнем моря. Такие адаптационные решения используем и на российских АЭС: на новых блоках Нововоронежской АЭС — оборотная система охлаждения. Даже если Дон снизит уровень воды за счет повышения температуры, технология позволяет сохранить безопасность станции.
Андрей Никипелов
Заместитель гендиректора «Росатома» по машиностроению и индустриальным решениям
— Для большинства в мире «Росатом» прежде всего ассоциируется с атомной энергетикой и атомными технологиями. На самом деле это давно не совсем так. Мы присутствуем практически во всех направлениях высокотехнологичных производственных процессов: медицине, судостроении, нефтегазе, космосе и многих других. В общей сложности у нас сейчас 100 новых направлений развития бизнеса. И у всех таких разных направлений работы «Росатома» есть общий знаменатель — мы решаем сложные задачи, обеспечиваем безопасность людей и надежность систем с помощью высоких технологий.