На ледоколе «Урал» протестировали бортовой измерительный комплекс

Арктика, Карское море, полярная ночь. На монтажные конструкции атомохода «Урал», введенного в эксплуатацию в ноябре прошлого года, устанавливают четыре измерительных блока: пару по бортам, один на носу и один на корму. Так стартовали испытания опытного образца комплекса, который повысит точность прогнозов, необходимых при создании ледового навигатора.

Согласно приписываемому Менделееву выражению, прибор должен работать не в принципе, а в кожухе. С кожухом у комплекса, сделанного по заказу «Росатома» в петербургском Центральном научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте морского флота, все в порядке. Герметичный термостабильный корпус обеспечивает функционирование измерительного блока при –50 °C.

«Наша установка на основе лидара — ​лазера, сканирующего пространство, — ​видит сквозь тьму, метель и туман. Полупрозрачные дождевые капли, к примеру, она пробивает спокойно», — ​объясняет заместитель гендиректора по научной работе, развитию, экономике и экологии морского транспорта ЦНИИМФ Александр Буянов. Луч выходит из блока бортового измерительного комплекса через оптическое зеленое стекло. Излучение — ​в инфракрасном диапазоне, основная длина волны — ​903 нм. Лидары с примерно такими же характеристиками применяются для онлайн-мониторинга дорожной ситуации на тестируемых сейчас в мегаполисах беспилотных автомобилях.

«В реальном времени мы снимаем значения пяти параметров ледовой обстановки, — ​рассказывает главный инженер проектов ЦНИИМФ Александр Проняшкин. — ​Носовой блок измеряет сплоченность льда, то есть долю свободной от покрова воды на рассматриваемой площади, и торосистость — ​высоту ледяных глыб. Боковые — ​толщину льда. Кормовой — ​ширину судоходного канала и скорость схождения его кромок. В общей базе данных эти массивы привязаны к значениям момента измерений, что позволяет в динамике анализировать влияние ледовой ситуации на проводку каравана».

Ледовую обстановку необходимо знать для выбора оптимального маршрута, говорит капитан атомохода «Урал» Иван Курбатов: «Это важно и нам для поддержания коммерческой скорости ледохода, и экипажам следующих за нами судов. Повышается качество проводки, безопасность мореплавания в ледовых условиях».

Герметичный корпус обеспечивает стабильную работу прибора в 50‑градусный мороз

В ближайшей перспективе такие аппаратные комплексы станут частью цифровой экосистемы Севморпути, которую «Росатом» разворачивает по поручению правительства: полная цифровизация оформления разрешений на проход судов, мониторинга, диспетчеризации и управления работой флота. Для этого необходим параллельный учет множества разнородных параметров: количество и взаимное расположение объектов аварийно-спасательного флота, гидрографические данные, рекомендованные маршруты, метеоусловия, фактические координаты судов, включая ледоколы. Пользователям СМП предложат клиентоориентированный сервис, с которым станет гораздо проще просчитывать время в пути и оптимизировать траекторию передвижения по заданному маршруту.

По результатам испытаний на «Урале» ЦНИИМФ уже формирует документацию для запуска приборов в серию. Парой-тройкой лидаров не обойтись: акваторию СМП необходимо покрыть густой сетью мобильных измерительных точек. В частности, предполагается оснастить комплексами три десятка арктических судов.


3,8 млрд ₽

из федерального бюджета выделят в 2023 и 2024 годы на разработку и запуск цифровой экосистемы Севморпути


Максим Кулинко
Заместитель главы дирекции Севморпути

— Цифровая экосистема создается в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути». В нее войдут четыре элемента: единая платформа цифровых сервисов, бортовые измерительные комплексы, летательные аппараты, которые поднимаются с ледокола и мониторят ледовую обстановку в радиусе 200 км, а также фонд данных. Всю работу планируется завершить в 2025 году.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: