Заплыв за буйками: про первое лоцмейстерское судно для работы на Севморпути

В сентябре к работе в Арктике приступило небольшое по габаритам, но важное по функционалу судно Гидрографического предприятия — ​«Александр Парфенов». Это первое лоцмейстерское судно для работы на Севморпути, построенное в России за последние 30 лет.

Безопасная навигация

Водоизмещение борта проекта BLV03 — ​всего 576 т, почти в 60 раз меньше, чем, например, у нового атомного ледокола «Арктика». Только вот ни один ледокол не пойдет туда, где еще не побывал маленький «Александр Парфенов». На нем работают специалисты, которые отвечают за исправность средств навигационного оборудования (СНО), устанавливают буи, обслуживают навигационные знаки и маяки. От этого зависит безопасность судоходства на трассах Севморпути.

В навигацию 2022 года «Александр Парфенов» работает в Карском море, Енисейском заливе и в Обской губе. «Основные задачи — ​оснащение береговых навигационных знаков автономными источниками питания и съемка плавучих предостерегательных знаков в конце навигации», — ​поясняет начальник отдела СНО Гидрографического предприятия Алексей Евсеев.

От буя к бую

Кроме «Александра Парфенова» лоцмейстерские работы на Севморпути выполняет «Алексей Марышев», построенный в 1990 году. Сейчас он на Енисее. В рамках модернизации оборудования лоцмейстеры оснастили системами мониторинга береговые навигационные знаки и буи от мыса Сопочная Карга до Дудинского морского порта. Это один из самых оживленных участков судоходства на Севморпути — ​там ежегодно растет грузопоток, планируются новые инфраструктурные проекты, и важно обеспечить бесперебойную работу СНО.

В общей сложности установлено 18 комплектов для мониторинга на береговых знаках и 40 — ​на буях. Информация передается от буя к бую по радиоканалу, сводится на береговых знаках и по спутниковому каналу отправляется в петербургский офис Гидрографического предприятия. Таким образом удаленно определяется геолокация и уровень заряда батарей, контролируется состояние светодиодов и буев, чтобы оперативно выявлять и устранять неисправности СНО. Опытная эксплуатация продолжится до конца года. Потом Гидрографическое предприятие изучит возможность установки дополнительных датчиков, которые позволят считывать метеорологические, экологические, гидрологические и другие параметры участка акватории Севморпути.

Лоцмейстеры и гидрографы

Вернемся к «Александру Парфенову». По плану в 2023 году он будет работать в восточной части акватории Севморпути. В западную пойдет его коллега — ​«Всеволод Пересыпкин». Это судно Гидрографическое предприятие готовится принять в эксплуатацию.

«Александр Парфенов» и «Всеволод Пересыпкин» сошли со стапелей Зеленодольского судостроительного завода им. Горького в Татарстане. Их построили в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути» и программы «Росатома», которая предусматривает модернизацию трех действующих судов Гидрографического предприятия и строительство пяти. Помимо двух лоцмейстерских судов это два гидрографических катера и гидрографическое судно ледового класса.

Один катер ледового класса Ice 3 проекта Е35.Г «Юрий Бабаев» скоро введут в эксплуатацию, второй, «Юрий Осокин», достраивается на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе. На катерах установят эхолоты для измерения глубины на Севморпути. Сейчас у Гидрографического предприятия три исследовательских судна с эхолотами: «Петр Котцов», «Григорий Михеев» и «Иван Киреев», а также гидрографические катера — ​для исследования глубины на отмелях.

Для большого гидрографического судна ледового класса Arc 7 уже разработан технический проект. «Arc 7» означает самостоятельное плавание во льдах толщиной 1,5–1,7 м. Такой транспорт расширит гидрографические работы за счет увеличения навигации — ​пока их возможно проводить только в безледовый период, с августа по октябрь.

ПРОЕКТ BLV03

Ледовый класс — ​Ice 3

Водоизмещение — ​576 т

Длина — ​35 м

Ширина — ​10,6 м

Скорость — ​12 узлов

Автономность по запасам топлива и провизии — ​15 суток

Экипаж — ​10 человек

Спецперсонал — ​4 человека

Площадь грузовой палубы — ​105 м2

Вместимость грузового трюма — 159 м3

Мощность двигателя — ​1790 кВт

Разработчик — ​Морское инженерное бюро

СПРАВКА

«Александр Парфенов» назван в честь заслуженного работника отрасли, директора «ЛенморНИИпроекта». Александр Парфенов (1930–2004) начинал трудовой путь инженером-гидрографом в изыскательских партиях на Севере, впоследствии был руководителем и участником проектирования крупных портовых сооружений.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: