Последняя бухта: как завершают свой путь советские атомные подлодки

Дальневосточному центру по обращению с радиоактивными отходами исполнилось 22 года. С основной задачей, приведением списанных атомных подлодок в безопасное состояние, «ДальРАО» практически справилось. Впереди — ​новые цели: впервые в мире подчистую утилизировать АПЛ и запустить центр кондиционирования и хранения РАО.

Субмарины из 1990‑х

«Я по образованию инженер-кораблестроитель, с 1974 года связан с атомным флотом. Работал на строительстве подлодок в Комсомольске-на-Амуре, потом занимался их ремонтом и модернизацией на заводе «Звезда» в городе Большой Камень, — ​рассказывает директор «ДальРАО» Валерий Панин. — ​К 1992 году на «Звезде» скопились 11 атомных подлодок, требующих ремонта. Из-за кризиса в экономике большинство так и осталось на стапелях. Такая ситуация была по всей стране: лодки перестали выходить в море, стояли на военно-морских базах. У всех на борту был один-два реактора с отработанным ядерным топливом».

Субмарины ветшали, гнили и постепенно уходили под воду. Возникла серьезная угроза затопления прямо возле пирсов.

Всего с 1991 по 2013 год в России были списаны 200 АПЛ: 70 лодок, в том числе три аварийные, размещались на Камчатке и в Приморье, остальные — ​на Северо-Западе. Для утилизации в 2000 году специальным распоряжением правительства были созданы два предприятия: «ДальРАО» и «СевРАО». К 2013 году были утилизированы 195 АПЛ, но остро встал вопрос, что делать с их ОЯТ, жидкими и твердыми отходами.

Трехотсечник на хранение

Утилизация на Дальнем Востоке проходила так: на заводах «Звезда», 30‑й СРЗ и СВРЦ лодки разделывали до трехотсечных блоков и передавали «ДальРАО», где их ставили на отстой. Трехотсечник — ​реакторный блок и два смежных, которые играют роль поплавков.

«Срок хранения трехотсечников на плаву, определенный учеными, — ​не больше 10 лет. Потом на переборках может возникать коррозия, трещины — ​и снова угроза затопления, — поясняет Валерий Панин. — ​Поэтому был создан пункт длительного хранения реакторных отсеков на суше в бухте Разбойник. Я как раз в то время перешел в «ДальРАО» на должность заместителя главного инженера, первую доковую операцию проводил в октябре 2012 года. Суть в том, чтобы разделать трехотсечник до одноотсечника, поставить на фундамент для устойчивости и отправить на место отстоя, где он будет храниться уже 70–100 лет».

На первом этапе утилизации из подлодок выгружали ядерное топливо при помощи специального военного судна ПМ‑74. ОЯТ в транспортных контейнерах доставляли на площадку «ДальРАО», оттуда железнодорожными эшелонами — ​на «Маяк». Всего на переработку были отправлены 44 эшелона ОЯТ, последний — ​в октябре 2014 года. Одновременно шла реабилитация загрязненной радионуклидами территории бывшей береговой технической базы ВМФ в бухте Сысоева. Базу площадью 38 тыс. м2 превратили в ядерно безопасный объект.

Большую роль в ликвидации ядерного наследия сыграла Япония, которая в 2011–2012 годы передала России плавучий док «Сакура» для постановки на стапель хранящихся на плаву трехотсечных блоков, портальные краны для транспортировки отрезанных смежных отсеков на демонтажную верфь, а также буксировочное судно «Сумирэ» для контроля трехотсечников и их буксировки к плавучему доку.

Больше 23,8 тыс. топливных сборок в таких ТУКах отправили на переработку в Озерск

Вначале планировалось утилизировать на площадке пять блоков в год. Но благодаря ПСР, усовершенствованию производственных операций справлялись и с 13 блоками в год. «Самое трудоемкое — ​демонтаж с корпуса лодки резины, закрепленной эпоксидной смолой. Первое время мы ее отбивали кувалдами, ломами. Очень тяжелая работа, вручную полгода обдирали эту резину, так требовала технология, — ​вспоминает начальник производства «ДальРАО» Андрей Прибыткин. — ​Технологию пересмотрели, мы смогли применить экскаватор, оборудованный специальными ножами, и сняли резину за семь дней. Сразу на порядок сократили время формирования одноотсечника».

Сейчас на площадке хранятся 77 разделанных блоков АПЛ, четырех судов атомного технологического обслуживания и большого атомного разведывательного корабля «Урал». В апреле 2012 года был сдан в эксплуатацию комплекс «Укрытие», куда на длительное хранение отправились реакторные отсеки аварийных подлодок № 175 и 610. У этих субмарин повреждены реакторы и не выгружено ядерное топливо, поэтому они на особом учете. Отсеки находятся на пятиметровой глубине, вокруг свинцовые экраны, есть датчики радиационного контроля, датчики воды.

Фильтры для отходов

В 2019 году ученые Дальневосточного отделения РАН разработали по заказу «ДальРАО» качественно новый сорбент для переработки жидких радиоактивных отходов сложного физико-химического состава. «Вода с подводных лодок [из первого контура] в основном содержит три изотопа: цезий‑137, стронций‑90 и кобальт‑60, — ​рассказывает начальник службы приема, хранения и выдачи ядерного топлива и радиоактивных отходов, заместитель главного инженера по производству «ДальРАО» Виктор Трофимов. — ​Сначала угольный сорбент собирает все механические элементы, потом цезиевый — ​цезий‑137, угольный фильтр с добавлением марганца — ​уже остатки. Жидкость проходит серию фильтров, на которых оседает стронций‑90. Уже переработано порядка 15 тыс. м3 жидких РАО».

Перешвартовка трехотсечных блоков, находящихся на плаву

Очищенная вода применяется как техническая: ею моют машины, используют для пылеподавления в помещениях центра.

В центре внимания

На месте бывшей базы ВМФ в бухте Сысоева строится Приморский центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов. Стоимость проекта — ​около 4 млрд рублей. Сооружение началось в 2016 году, готовность здания — ​53 %. «К сожалению, возникли проблемы. Закончить стройку планировалось в 2020 году, новый срок — ​2023‑й, — ​говорит Валерий Панин. — ​Для нас это существенная задержка, так как в 2021 году планировались работы по утилизации РАО на 138 млн рублей, в 2022‑м — ​на 300 млн».

«Твердые РАО мы здесь будем дезактивировать, разделять на чистые и грязные. Грязные — ​отправлять в пункты захоронения. Загрязненные грунты — ​сепарировать, приводить к приемлемым критериям, высушивать и тоже разделять на чистые и грязные. Горючие РАО будем сжигать, собранные через систему фильтров отходы — ​захоранивать. Загрязненный строительный мусор планируем прессовать в 200‑литровые бочки и размещать в контейнерах для захоронения, — ​описывает технологию Виктор Трофимов. — ​В центре кондиционирования и хранения у нас будет отдельная линия под низкоактивные отходы, отдельная, роботизированная, — ​под среднеактивные».

Покрашенные одноотсечники на хранении в бухте Разбойник

В центре планируют переработать 40 тыс. м3 РАО, которые сейчас содержат в заглубленных хранилищах там же, в бухте Сысоева. Преимущественно это отходы утилизации подлодок и судов. Кроме того, с площадки в Вилючинске на Камчатке вывезены 700 м3 ТРО, вывезены и утилизированы 14 230 м3 ЖРО. Разрабатывается проект по выводу из эксплуатации двух расположенных там хранилищ. Задача «ДальРАО» — ​к концу 2026 года привести площадку в Вилючинске в состояние зеленой лужайки.

Предложения на будущее

В планах «ДальРАО» — ​разработать технологию утилизации одноотсечников, которые сейчас хранятся на стапелях. «У АПЛ разный уровень загрязнения внутри отсека — ​зависит от того, сколько лодка эксплуатировалась. Есть такие, у которых не совсем удачная судьба, они мало были в море, но зато внутри радиоактивный фон не превышает допустимого значения. Естественно, их можно утилизировать дальше, — ​рассказывает Андрей Прибыткин. — ​Мы хотим сделать пилотную утилизацию чистого отсека. В этом году Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» разработало для нас технологию. Еще ни одна страна в мире не утилизировала атомную подводную лодку до конца — ​на 100 %, включая одноотсечник».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: