«Нам был нужен неустанный пахарь, и мы его получили»: о внедрении роботов в «Росэнергоатоме»
Концерн одним из первых в отрасли разработал и внедрил целую группу программных роботов, в том числе для облегчения труда специалистов по документообороту в аппарате генерального директора «Росэнергоатома». Об эффективности электронных помощников и некоторых мифах про них рассказывает руководитель аппарата Светлана Дубровина.
— Какой из ваших роботов показал наибольшую эффективность?
— Сложно выбрать одного — они закрывают разные задачи. Так, робот по актуализации списка корреспондентов в Единой отраслевой системе электронного документооборота (ЕОСДО) введен в эксплуатацию в начале 2020 года и с тех пор выявил и объединил более 1,7 тыс. дублирований среди 68 тыс. записей. Если бы эту работу проводил человек, потребовалось бы 610 человеко-часов, или 76 дней.
Робот для обработки входящей корреспонденции почтового ящика концерна c июля 2021 года ежедневно экономит 17,5 человеко-часа, то есть более 4 тыс. в год.
Робот по заполнению аналитического свода отдела контроля управления документационного обеспечения анализирует выданные поручения по заданным параметрам (автор поручения, срок получения поручения, контрольный срок) и заполняет форму в той части, которая содержит основные реквизиты поручения. В среднем около 50 поручений в день, а в части оперативной выгрузки информации его результативность бесценна.
— Какой объем входящей корреспонденции за сутки способна обработать программа?
— Изначально мы ставили условие, что нам не нужен робот, который будет «чуть-чуть помогать». Нам был нужен неустанный пахарь — и мы его получили, наш робот не имеет ограничений по объему обрабатываемой информации и полностью справляется с поставленными задачами.
— Сегодня на этапе тестирования находится робот — конструктор рассылок. Чем он будет заниматься?
— Многие не раз сталкивались с необходимостью направления рассылок по электронной почте — периодических сообщений (напоминаний), получения обратной информации. Переговорив с представителями других подразделений концерна, мы увидели большую востребованность в таком роботе. Создаем его совместно с коллегами из бухгалтерии. Этот роботизированный комплекс позволит любому работнику самостоятельно формировать и запускать информационные рассылки.
Функция робота-конструктора — направить рассылку по заданному шаблону в требуемые дату и время по необходимому списку. Сотрудник формирует свой запрос и определяет индивидуальные параметры рассылки, в том числе с добавлением любых файлов.
От робота-конструктора требуются высокая работоспособность и способность к обучению, то есть он должен обладать искусственным интеллектом и быть клиентоориентированным. Конечно, это качество пока не присуще машинам, пусть и самым умным, но у нас сверхзадача, и мы умеем мечтать. В будущем хотим научить его не только направлять информационные рассылки, но и получать обратную связь (с заполненными данными в требуемых файлах), а также выполнять обработку и свод полученной информации. Робот-конструктор поможет исключить ошибки при обработке файлов и своде информации, а самое главное — сэкономит время наших сотрудников.
— Почему вы выбрали путь роботизации, а не увеличения штата?
— Объем документов и поручений рос, работы становилось все больше. А задачи по повышению производительности труда, снижению сроков протекания процессов и повышению их эффективности никто не отменял. Поскольку работа по регистрации и контролю поручений весьма рутинная, нам был нужен такой неутомимый сотрудник, который не стал бы роптать, что ему скучно, не хватает творчества…
Не человек, а практически робот. Мы его и получили. Пусть машина выполняет рутинные функции, освободив людям время для творческих прорывных задач.
— Какие перспективы у роботов в дивизионе с учетом перехода на импортонезависимое ПО?
— Все роботы — и те, что уже нам помогают, и те, которых мы еще ждем, — разработаны на отечественном ПО. Так что перспективы у них большие. Но хочу отметить важный момент: нельзя допустить бесконтрольного размножения роботов. А то будет как в фантастическом фильме «Я, робот», где машины вышли из-под контроля. Шутка. При этом важно отличать отсутствие функционала какой-либо рабочей системы и наличие отдельной функции, которую можно передать роботу. В первом случае мы ставим «костыль» для той системы, которую в настоящий момент доработать по какой-то причине не удается. А во втором — реализация этой функции может стать «вакансией» для робота.
— Какие трудности были при разработке и настройке программ?
— Кто-то из коллег произнес фразу, которая многое объясняет: «Чтобы научить искусственный интеллект отличать кошку от собаки, нужно показать ему примерно десять тысяч изображений». Поэтому, конечно, были сложности с доработкой программной системы. Не убедившись, что робот полностью готов, мы не отменяли выполнение задач в ручном режиме. А в случае с обработкой почты все регистраторы были предупреждены, что входящую корреспонденцию почтового ящика начал обрабатывать робот и при выявлении ошибок в переадресации необходимо уведомить разработчиков. Такие моменты донастройки на стадии формирования и выполнения технического задания было невозможно закодировать, поскольку все до мелочей предусмотреть в коде сложно.
— Насколько такие решения надежны, особенно в условиях нестабильной работы отраслевых информационных систем? Есть ли у робота часы пик?
— Алгоритм работы робота составлен таким образом, что в случае появления любых сбоев он начинает работу повторно с момента, на котором произошла ошибка. Робот может обрабатывать большие объемы данных, поэтому часов пик у него не существует.
— Как в аппарате генерального директора сложились отношения с роботами? По именам их называете?
— Отношения самые теплые. У всех наших виртуальных работников покладистый характер, а установленные им КПЭ они выполняют на целевом уровне. Свидетельства о рождении пока не оформлены, поэтому поименно представим вам наших виртуальных сотрудников позднее. (Улыбается.)
— Многие пользователи боятся, что роботы с искусственным интеллектом способны самостоятельно принимать решения и выполнять незапрограммированные действия, к примеру, сливать информацию. Насколько этот миф далек от реальности?
— Многое зависит от качества разработки и тестирования робота. Программа должна выполнять ровно то, что в нее заложено, не меньше и не больше. В случае с виртуальными сотрудниками выполнение КПЭ на верхнем уровне скорее плохо, чем хорошо. Результат должен быть прогнозируемым и достигаться на целевом уровне согласно предъявленным к роботу требованиям. Тогда миф останется лишь мифом.