Архивещи: коллекция памяти
Старая липа, портсигар, чернильница, фотографии, награды, курвиметр, письма — что напоминает сотрудникам отраслевых предприятий об их родных, сражавшихся в Великую Отечественную войну.
Лариса Халтурина (Смыслова)
Ветеран РФЯЦ-ВНИИТФ
— У меня сохранился военный снимок сестры, Нины Смысловой. На фото ей 20 лет. Она служила на Ленинградском фронте санинструктором. Наша семья попала в блокаду: из 10 человек остались только трое. В память о тех событиях храню знак «Жителю блокадного Ленинграда».
Лев Лебедев
Ветеран РФЯЦ-ВНИИТФ
— Письма, которые я писал с фронта родным, теперь у меня. В феврале 1943 года прямо из школы меня направили в Ярославское стрелково-минометное училище. Оттуда в звании лейтенанта — на 2-й Украинский фронт, в Бельцы. Мне доверили командование взводом. Прошел с боями Молдавию, Румынию. 17 декабря 1944 года был ранен при наступлении на Будапешт. Лежал в госпитале 4,5 месяца, был демобилизован
Вячеслав Шаповалов
Мастер участка электроцеха, ЛАЭС
— Эту ложку я нашел, когда перекапывал огород в деревне Керново недалеко от Соснового Бора. Там проходила линия обороны Ораниенбаумского плацдарма. Ложка — образец окопного творчества. С одной стороны на ней — дата начала войны и надпись «Ленинград», на другой стороне — «Смерть гадам!!!» и неразборчиво фамилия бойца.
Елена Соловьева
Кладовщик цеха тепловой автоматики и измерений, ЛАЭС
— От деда, Александра Матвеевича Воробьева, мне осталось пальто. Тяжелое, драповое, на ватине, с воротником из овчины. Во время войны дед пропал без вести. Бабушка, Анастасия Михайловна, отказывалась верить в его смерть. С двумя детьми жила впроголодь, но пальто не продала. Оно напоминало о счастливом довоенном времени.
Мария Васильченко
Специалист по патентной и изобретательской работе, «СвердНИИхиммаш»
— В нашей семье хранятся личные вещи, фотографии и пособия по медицине моей бабушки, Нины Васильевны Никулиной. Через два года после окончания Кировского зубоврачебного училища, в 1942 году, была призвана в Красную армию. Попала сначала в эвакогоспиталь. Практически девчонка — два года как выпустилась из училища — стала начальником зубоврачебного кабинета. Потом бабушка оказывала помощь больным с челюстно-лицевыми ранениями, работала в госпиталях Калининского, 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов. День Победы встретила в Германии, потом участвовала в войне с Японией.
Маргарита Садовская
Переводчик, ОКБМ им. Африкантова
— Эту липу посадил перед нашим домом старший брат моей мамы, Виктор Иванович Седов. На фронте пропал без вести — место и дата гибели неизвестны. Липа — зеленый памятник моему дяде, который, как и миллионы его сверстников, навсегда остался 20-летним. Дерево оберегает вся семья. Когда ставили новые столбы линии электропередачи, его должны были срубить. Мамина сестра, Елизавета Ивановна, брала на работе административный отпуск, чтобы защищать липу. Я не знаю, какие она нашла доводы, но столбы перенесли на несколько метров.
Елена Мишина
Инженер второй категории, НИИИС
— Фотографии, летная и санитарная книжки прошли с моим дедом, Иваном Ивановичем, всю войну. В 1942 году его направили служить в минно-торпедный полк ВВС ВМФ. Наша страна получала от союзников продукты и боеприпасы, которые отправлялись кораблями в Мурманск. Фашистские корабли нападали и топили транспортные суда. Задачей летчиков-штурмовиков было не допустить этого. При обнаружении вражеского корабля вылетали самолеты с торпедами на борту. К кораблям приходилось подлетать близко, чтобы сбросить торпеды. За проявленную храбрость мой дед был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени, несколькими медалями.
Надежда Ремизова
Начальник управления информационного и документационного обеспечения, «Элерон»
— У меня хранятся три письма дедушки, Петра Васильевича Ремизова. В первом, написанном сразу после начала войны, он рассказывает, что его призвали и собираются отправить в инженерно-технические войска в Литву. Видимо, не отправили — второе письмо из Витебска: «В боях пока не был, а самолеты, которые залетают к нам, быстро отгоняются нашей зенитной артиллерией. Приятно видеть, как удирают фашистские коршуны». Последнее письмо датировано 1 июля 1941-го: «Движемся к фронту по Белоруссии».
Руководитель направления департамента продаж, «Петрозаводскмаш»
— Мой дед, младший сержант, заместитель командира отдельного истребительно-противотанкового артиллерийского дивизиона 356-й стрелковой дивизии Николай Иванович Небера, погиб 25 июля 1943 года. Похоронен в Орловской области. Эти часы, добытые дедом в бою, земляки-сослуживцы привезли моей прабабушке. Потом их передали на хранение мне, как старшему внуку.
Алексей Мугачев
Инженер-технолог отдела САПР, «Петрозаводскмаш»
— В память о прадеде, Петре Осиповиче Бутине, храню фотографии и выписку о ранениях. Прадед был мобилизован в конце 1941 года на Северо-Западный фронт в пехоту. Пехота каждый день делала переходы до 30 км в полном боевом обмундировании. Войну окончил в звании лейтенанта. Награжден медалями. За взятие города Невеля и получение ценных сведений от языка прадед удостоен ордена Красной Звезды.
Мария Шарова
Инженер отдела коммуникаций, «Маяк»
— Наш дед, Петр Федоров, участвовал в боевых действиях на территории Белоруссии, Германии, дошел до Эльбы, участвовал во взятии Кенигсберга. Орден Отечественной войны II степени деду вручили 24 октября 1944 года за то, что он во время выполнения боевого задания под градом пуль обеспечивал телефонную связь командиру батальона, устранял повреждения линии. А орденом Красной Звезды его наградили уже после победы, 16 мая 1945 года. Умер дед в 2013 году.
Виталий Ганин
Инженер-программист первой категории, НИИИС
— Стеклянная чернильница в форме звезды принадлежала моему прадеду-фронтовику, Михаилу Кузьмичу Савинову. Пропал без вести в мае 1943 года. До войны прадед поступил в Ленинградскую военную школу радиосвязи. На фотографии из семейного архива он запечатлен сидящим за столом с учебниками и тетрадями, перьевой ручкой, а рядом стоит эта самая чернильница. Когда прадед ушел на фронт, моя прабабушка почти каждый день писала ему чернилами из этой чернильницы.
Валерий Кузнецов
Ведущий специалист профкома, Нововоронежская АЭС
— Мой отец, офицер-артиллерист Иван Васильевич Кузнецов, привез с фронта в качестве трофеев бинокль с клеймом «Paris», курвиметр, хордоугломер. Назначения этих приборов мы не знали, но интересно было водить колесиком курвиметра по доске и смотреть, какие цифры показывает стрелка. Может, из-за этих игрушек я тоже потом стал офицером-артиллеристом.
Дмитрий Федоринов
Заместитель начальника производства оборудования ТЭ и ТТ, «ЗиО-Подольск»
— В память о деде, Дмитрии Ивановиче Морозове, у меня хранится благодарственное письмо, подписанное в 1945 году маршалом Рокоссовским, главнокомандующим Северной группы войск. На сайте «Подвиг народа» я нашел наградной лист и приказ с описанием подвигов деда.
Эмма Карпова
Главный бухгалтер, литейный завод, «Петрозаводскмаш»
— В наградном листе ордена Красного Знамени в описании подвига моего деда Гаврила Ивановича отмечается: «Товарищ Цывакин показал образцы героизма, стойкости и отваги. Спас жизнь офицеров штаба дивизии, жизнь самого командира и комиссара дивизии». Осенью 1941 года дед, старший политрук, воевал в составе сводного полка 3-й стрелковой дивизии народного ополчения. Полк с боями отступал от Петрозаводска к Подпорожью по лесам и болотам. Не было продовольствия, заканчивались боеприпасы. В октябре при подходе к реке Свири нужно было произвести разведку в незнакомой местности, чтобы переправиться до рассвета. Вызвался мой дед с одним связным. Вернулся и вывел основную группу к реке.
Елена Пинаева
Инженер управления информации и общественных связей, Курская АЭС
— Восстановить фронтовую жизнь моего дедушки, Тихона Васильевича Панкрушева, помогают боевые грамоты. Первая выдана за уничтожение оккупационной группировки немцев в районе Сталинграда. Тогда дед получил ранение. Я помню глубокий шрам на его руке. Потом он был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Еще одну награду получил за отличие в боевых действиях на подступах к Бухаресту в августе 1944-го. Две благодарности были объявлены в марте 1945 года — за прорыв обороны противника в ходе Балатонской операции.
Игорь Шевченко
Помощник научного руководителя, НИИИС
— Серебряный портсигар с гравировкой «На память в день отправки на фронт 3.VII.1941» достался моему отцу, Владимиру Павловичу, от его отца, моего деда, Павла Александровича. Дед пропал без вести под Харьковом в 1942 году, отец, выпускник военно-морского училища, воевал в составе отдельного батальона автоматчиков. Участвовал в обороне Кавказа, сражался в плавнях Кубани, был ранен, контужен. Кавалер орденов Ленина и Красной Звезды, награжден медалями.