Без ТУКа не входить: где будут использовать новый контейнер для ОЯТ

В конце июля в Курчатове прошли приемочные испытания нового транспортно-упаковочного комплекта — ​ТУК‑137Т.Р. Он предназначен для хранения и перевозки ОЯТ реакторов ВВЭР‑1200 (в перспективе — ​ВВЭР-ТОИ), создан по отечественным технологиям, наверняка будет востребован на зарубежных объектах «Росатома» и, наконец, выглядит просто блестяще.

ВВЭР‑1200 работают на топливе с увеличенной ураноемкостью и повышенным выгоранием. Новый ТУК понадобился, чтобы обеспечить безопасность транспортировки облученных сборок с существенно более высокими радиационными и тепловыми нагрузками. Конструктивная особенность — ​отсутствие чугуна и металлобетона, защитные характеристики обеспечивают сочетания материалов на основе бора и полипропилена.

Выемная часть (чехол) для размещения ОТВС в полости контейнера

В ходе испытаний проводились нагрузочные тесты, проверка на герметичность, извлекаемость выемной части (чехла), проходимость направляющих каналов чехла и многое другое. Следующий этап приемки — ​холодные и горячие испытания на российских АЭС и предприятиях ядерного топливного цикла. После этого ТУК планируют запустить в серийное производство.

Заказчик транспортно-упаковочного комплекта — АО «ЛЦ ЯТЦ» — компания, обладающая большим опытом в области логистических решений по обращению с ОЯТ. Предприятие-изготовитель, на площадке которого прошли испытания, — АО «Энерготекс».

Испытания на проходимость каналов чехла калибром, имитирующим ОТВС

«Во-первых, контейнер полностью отечественного производства, по технологиям РФЯЦ-ВНИИЭФ. В современных условиях это принципиально важно для российского атомпрома и экспортных проектов, — ​комментирует директор по управлению ЖЦ ЯТЦ и АЭС «Росатома» Владислав Корогодин. — ​Во-вторых, это контейнер нового поколения. Предыдущий, еще советской разработки, ТК‑13, вмещал 12 топливных сборок. Новый при тех же габаритах вмещает 18 и за счет инновационной конструкции обеспечивает надежный теплоотвод и радиационную защиту в полном соответствии с международными стандартами безопасности. В-третьих, это унифицированное решение для всех новых проектов АЭС с ВВЭР, несмотря на отличие их проектно-компоновочных решений. ТУК‑137Т.Р — ​первый контейнер унифицированного семейства. Далее последует контейнер для стран с жарким климатом и двухцелевой контейнер, обеспечивающий сухое долговременное контролируемое хранение на площадке АЭС и даже вывоз в нем же топлива на переработку. Отмечу большой вклад «Техснабэкспорта» в эту победу. Надежность и безопасность транспортных операций с ОЯТ, их экономичность открывают возможности для реализации технологий переработки с вовлечением регенерированных материалов в ядерный топливный цикл».

Модель ТУК­137Т.Р в разрезе

Глава «Техснабэкспорта» Сергей Полгородник отмечает, что компания предлагает заказчикам две опции — ​хранение ОЯТ на площадке и переработку: «Наши инфраструктурные решения и современное оборудование, в том числе новый ТУК, позволят странам даже с небольшим масштабом атомной энергетики решать вопросы обращения с ОЯТ, не накапливая проблем для будущих поколений. Это обеспечивает социальную приемлемость развития атомной энергетики и позволяет избежать дополнительных расходов на создание и эксплуатацию объектов длительного хранения ОЯТ и ВАО. Мы полностью ориентированы на концепцию сбалансированного ЯТЦ для зарубежных заказчиков. Наша задача — ​обеспечить самым современным и безопасным оборудованием всю цепочку комплексного обращения с ОЯТ. Новый российский ТУК — ​первое звено в этой цепочке».

Еще больше фотографий с приемочных испытаний ТУК‑137Т.Р — в нашем фотобанке. Полная коллекция доступна зарегистрированным пользователям.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: