90° 00’ 00’’ N и французы встречным курсом: из полярного дневника журналистки «СР»
12 июля в 7:20 нас по громкой связи разбудил полярник Виктор Боярский: скоро полюс, через час ледокол должен достигнуть отметки 90° 00’ 00’’ N.
На ходовом мостике полно народу: экипаж, организаторы экспедиции, журналисты. На мониторе 88° — осталось совсем немного. Цифры на GPS скачут туда-сюда — сложно прийти в нужную точку с точностью до метра, когда вокруг гигантские льдины. «89,9!» — кричит кто-то. Еще 120 м, 100, 80… Раздается громкий гудок. В 8:25 мы достигли Северного полюса.
Хочется сразу же спуститься на лед, но сначала нужно найти «уверенную», как сказал Виктор Боярский, льдину. На поиски ушло около двух часов. Технически высаживались мы уже не на полюсе, а чуть поодаль.
Первыми на лед вышли четверо сотрудников национального парка «Русская Арктика» с ружьями. Осмотрелись, дали добро на спуск и встали по периметру — следить, чтобы на горизонте не появился медведь. «Мы будем охранять вас от медведей и, главное, медведей от вас», — заявил госинспектор Михаил Корельский. Ирония объяснима: белых медведей в мире осталось тысяч тридцать, а нас 8 млрд.
Шаг с трапа — и я проваливаюсь по колено в сугроб. Идет легкий снежок, светит солнце. Очень тихо: кроме урчания ледокола, никаких звуков. На этой льдине людей до нас не было. И, скорее всего, не будет после. Подо мной 1,5 м льда и 4 км воды Северного Ледовитого океана. И ни сантиметра земли.
Мы провели на льду несколько часов: фотографировали, отходили подальше от ледокола послушать тишину. Совершили самую короткую в мире кругосветку: за полторы минуты обогнули знак 90° 00’ 00’’ N, привезенный с собой и воткнутый неподалеку от ледокола.
Пора возвращаться. Мы собираем все вещи, оборудование и уносим на борт. После нашей высадки на Северном полюсе не останется ничего, кроме следов на снегу.
Вечером на связь с ледоколом вышло туристическое судно Le Commandant Charcot, двигавшееся встречным курсом. Оно собиралось прийти на Северный полюс 14 июля, в День взятия Бастилии. Капитаны договорились встретиться и поравняться правыми бортами. Меня поразил размер Le Commandant Charcot. Очень большой круизный лайнер. Мы поднялись на верхнюю палубу, чтобы оказаться на одной высоте с пассажирами французского судна, собравшимися на носу. Капитаны погудели друг другу, пассажиры помахали флагами, кто-то из ребят крикнул: «Bonne nuit!», «Доброй ночи!», и мы пошли дальше. «50 лет Победы» — к Земле Франца-Иосифа, Le Commandant Charcot — на Северный полюс.
Потом я немного разузнала о судне — совсем новое, это его первый рейс. Самый дешевый круиз стоит 40 тыс. долларов на человека. В 2020 году Le Commandant Charcot спустили на воду, в 2021‑м провели ходовые испытания и пробную экспедицию на полюс. Ледовая обстановка была отличная, дошел без особых проблем. Двигатель работает на природном газе и аккумуляторах мощностью 5 МВт, сквозь серьезные льды на такой силовой установке, конечно, не пройти. Впрочем, в этот раз полюса французские туристы достигли даже раньше, чем хотели, — 13 июля. Наверное, помогла оставленная нами во льдах колея.