Эксперты оценили последствия разрыва контракта на сооружение АЭС «Ханхикиви-1»
Финляндия в одностороннем порядке разорвала контракт с «Росатомом» на строительство АЭС «Ханхикиви-1». Не приведет ли это к полной остановке проекта? Что предпримет госкорпорация для защиты своих интересов? Анализируем с экспертами.
По инициативе финской стороны
В Финляндии работают две двухблочные атомные станции — «Олкилуото» и «Ловииса», причем вторая, построенная в начале 1980-х по российской реакторной технологии, признана одной из самых эффективных в мире.
О планах построить еще одну АЭС в Финляндии заявили в начале 2000-х. «Росатом» тогда не входил в шорт-лист потенциальных поставщиков технологии для сооружения. Но в 2013 году финская сторона выступила с инициативой привлечь к проекту российских атомщиков. И уже в конце декабря был подписан EPC-контракт на строительство АЭС «Ханхикиви-1». Заказчиком выступила Fennovoima. Параллельно начался процесс вхождения «Росатома» в капитал проектной компании. В сентябре 2014 года проект был одобрен правительством Финляндии.
Напомним, что Fennovoima была основана в 2007 году группой финских индустриальных предприятий и энергетических коммунальных компаний. «Росатом» сегодня является акционером Fennovoima с долей 34%.
В шаге от лицензирования
Проект «Ханхикиви-1» был задуман с целью сокращения импорта электроэнергии в Финляндию и для обеспечения долгосрочных надежных поставок энергии местным предприятиям. Предполагалось, что Fennovoima будет продавать электроэнергию своим акционерам по определенной себестоимости и пропорционально их доле в акционерном капитале.
Площадка АЭС находится в северной части страны недалеко от общины Пюхяйоки. За время реализации проекта там была создана инфраструктура, построены дороги, заложена строительная база. Львиная доля подрядов отошла местным компаниям.
Правда, процесс лицензирования проекта все эти годы шел непросто. Местный регулятор, Управление по радиационной и ядерной безопасности (STUK), выдвигал дополнительные требования к проекту, российская сторона вносила правки, передавала их Fennovoima, процесс не раз повторялся. Тем не менее в 2021 году были достигнуты результаты, позволяющие вплотную приблизиться к получению лицензии и далее — к началу полномасштабных работ на площадке.
«В настоящее время мы дорабатываем последний лицензионный материал, который будет представлен в Управление по радиационной и ядерной безопасности в феврале, и ожидаем разрешения на строительство в 2022-м», — говорил гендиректор Fennovoima Йоахим Шпехт в декабре 2021 года. Среди позитивных моментов отмечалось, что в Fennovoima внедрена новая организационная модель с более ясным распределением ролей и ответственности, чтобы обеспечить прохождение лицензирования.
Но 2 мая этого года Fennovoima объявила о расторжении контракта с «Росатомом», обосновав решение задержками и «неспособностью» проектной компании госкорпорации RAOS Project выполнить проект.
Реакция «Росатома» и мнения экспертов
«Основания для такого решения абсолютно непонятны, — отмечается в официальном заявлении «Росатома». — Проект прогрессирует, налажена командная работа заказчика и подрядчика, основные документы, необходимые для выдачи регулятором лицензии на сооружение АЭС, были переданы заказчику еще в прошлом году. Ожидалось, что в апреле-мае Fennovoima передаст их регулятору. «Росатом» в своей международной деятельности неукоснительно придерживается принципа безусловного выполнения всех обязательств. Оставляем за собой право отстаивать свои интересы в соответствии с действующими контрактами и действующим законодательством».
Добавим, что правительство Финляндии еще 22 марта заявляло о том, что выдача лицензии Fennovoima невозможна по политическим причинам, так что в целом решение о разрыве контракта с «Росатомом» независимых экспертов не удивило.
Заместитель главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев считает, что Финляндия будет искать другого подрядчика для реализации проекта. Правда, сроки теперь могут существенно затянуться, поскольку непонятно, насколько проект в настоящее время интересен французской Orano, американской Westinghouse или японской Toshiba.
«Быстро найти замену «Росатому» для сооружения АЭС в Финляндии невозможно, — уверен и директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков. — Это не только вопрос технологий, но и финансирования или софинансирования. В теории в Финляндию мог бы прийти Китай, но под тем или иным предлогом на европейский рынок его не допустят — неудачные попытки Пекина выйти на рынок в других странах Европы заставляют сделать такое заключение».
Главный редактор портала Atominfo.ru Александр Уваров обращает внимание на то, что, несмотря на разрыв EPC-контракта, «Росатом» остается акционером Fennovoima: «Ситуация получилась, конечно, странная. Менеджмент расторгает контракт с представителем акционера. Тут пусть корпоративные юристы разбираются, корректно ли такое решение. А что касается срыва сроков, на которые упирают представители Fennovoima, то, как говорится, чья бы корова мычала: контракт на «Олкилуото-3» был подписан в декабре 2003 года, и блок до сих пор не сдан в коммерческую эксплуатацию».
«Думаю, строительство «Ханхикиви» будет заморожено минимум на несколько лет — консорциуму нужно искать новых инвесторов и подрядчиков, договариваться с «Росатомом» о компенсации уже понесенных российской компанией расходов и т.д.», — говорит заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. По его мнению, вряд ли можно ожидать, что станция будет введена до 2035 года (действующие планы предполагали ввод в эксплуатацию в 2029-м).
При реализации негативного сценария АЭС не будет построена вовсе, не исключает Сергей Кондратьев. И к этому есть все предпосылки. Проект оценивался в 6,5–7 млрд евро, из них финская сторона обязалась предоставить лишь 1,6 млрд евро, остальные средства должен был привлечь «Росатом». «С большой вероятностью Fennovoima придется изменить подход — финансировать все расходы по строительству. Для компании это может быть непростым вызовом. Сейчас сложно говорить о будущей стратегии Fennovoima, но развивать энергоемкую промышленность на севере Финляндии в ближайшие годы совершенно точно будет намного сложнее», — добавляет Сергей Кондратьев.
При этом ситуация на энергорынках Европы кардинально поменялась — как со времени заключения контракта, так и буквально за последний год, когда последствия глобальной пандемии и ее влияние на мировые рынки стали отступать. Возобновился рост цен на энергоносители и, как следствие, на электроэнергию, и предпосылок для их снижения на сегодняшний день нет. В таких условиях фиксированная цена электроэнергии АЭС «Ханхикиви-1» могла составить большое преимущество для акционеров Fennovoima и для местной промышленности.
Что дальше
«Росатом» уже заявил, что будет требовать компенсации от Fennovoima из-за расторжения контракта. В этой связи многие аналитики вспомнили похожую ситуацию с проектом АЭС «Белене». В марте 2012 года болгарские власти приняли решение отказаться от строительства станции, несмотря на контрактные обязательства. К тому моменту предприятия «Росатома» уже изготовили первый комплект оборудования для АЭС. Госкорпорация предъявила Болгарии иск на сумму 1 млрд евро в Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в Женеве. Суд постановил, что Болгария должна компенсировать «Атомстройэкспорту» ущерб в размере 620 млн евро. В декабре 2016 года эти средства были выплачены.
Финляндия, отказавшись от проекта, лишается тысяч рабочих мест и перспектив развития общины Пюхяйоки. Проект «Ханхикиви-1» пользовался безусловной поддержкой местного сообщества. В конце 2021 года 77,4% жителей Пюхяйоки высказывались за его реализацию. 70% работ на площадке приходится на долю финских подрядчиков. Проект обеспечил бы до 2,6 тыс. рабочих мест в регионе. «Расторжение контракта окажет значительное влияние на сотрудников Fennovoima, а также на компании, участвовавшие в цепочке поставок, и регион Пюхяйоки», — признают и в самой Fennovoima.