ПСР мобилизуют на достижение технологической независимости России
В Санкт-Петербурге 6 апреля прошло заседание управляющего совета ПСР. Его участники сошлись во мнении, что Производственная система «Росатом» может и должна стать базой для обеспечения независимости России от зарубежных технологий.
В заседании под председательством главы «Росатома» Алексея Лихачева приняли участие топ-менеджеры госкорпорации, руководители дивизионов и предприятий отрасли.
«Я уверен: все, что связано с технологической независимостью, в течение ближайших месяцев станет задачей не менее важной, чем выполнение государственного оборонного заказа. В связи с тем, что у «Росатома» есть опыт создания технологий — цифровых, производственных, управленческих, естественно, нам будут ставить такие задачи, и к этому нужно быть готовыми», — сказал Алексей Лихачев, открывая заседание совета.
Основная задача — помочь экономике перейти от понятия «импортозамещение» к понятию «технологическая независимость» по всем цепочкам поставок и технологий, от цифровых решений до конечного производства, причем в самых разных индустриях. В этих условиях крайне важна роль ПСР, резюмировал глава госкорпорации.
Найти резервы
Вопрос экономической мобилизации и включения в производственные процессы резервов стал темой доклада заместителя гендиректора «Росатома» по развитию производственной системы Сергея Обозова. «Сегодня для нас ключевым термином становится «саморазвивающийся lean» (методика бережливого производства. — «СР»). Мы должны высвободить резервы в системе за счет активной роли дивизионов, заводов, за счет lean, который уже буквально вшит в наши экономические процессы, и таким образом обеспечить ту самую повышенную готовность к вызовам, которые появятся в 2022 году», — пояснил Сергей Обозов.
Если несколько лет назад нужно было обеспечить на всех предприятиях атомной отрасли ПСР-минимум, то по итогам 2021 года 32 предприятия получили статус «Лидер ПСР», восемь — статус кандидата в лидеры, 40 вошли в резерв ПСР. В нынешнем году в отрасли должно появиться lean smart plant — предприятие, объединяющее инструменты ПСР и технологии индустрии 4.0 и создающее лучшие практики, которые можно тиражировать в других отраслях экономики. Пока ни одно предприятие в отрасли претендовать на эту роль не может, отметил Сергей Обозов.
Важнейший этап перехода на новый уровень — цифровизация оптимизированных производственных потоков и компактизация производства с целью развития новых продуктов и технологий.
Примером использования подходов ПСР в новых бизнесах в 2021 году стал опыт компании «Юматекс». Перед ней масштабные цели — за два года вдвое снизить себестоимость препрега АСМ‑1412 (в оптимизации задействован весь композитный дивизион) и за три года увеличить производство тканей на основе углеродного волокна со 140 до 484 т в год. Опыт «Юматекс» в ПСР будет обобщен, после чего планируется в кратчайшие сроки разработать модель системного развертывания ПСР при организации новых бизнесов.
Методы lean smart plant в этом году войдут в повседневную практику всех дивизионов. Например, как отметил заместитель гендиректора «Росатома» по экономике и финансам Илья Ребров, отраслевая система операционной эффективности включит в себя опыт цеховых клубов по тиражированию ПСР-образцов. Кроме того, в программе снижения затрат появятся мероприятия lean smart corporate functions (бережливые умные корпоративные функции).
Обучить людей
Переход к lean smart plant невозможен без активизации персонала — это ключевой элемент развития культуры ПСР, подчеркнула в своем докладе заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева. Уже немало сделано: в отрасли есть более 450 сертифицированных тренеров ПСР, действуют 32 фабрики процессов и 46 площадок, обучение на них прошли более 56 тыс. сотрудников. В 2021 году на КМЗ, «Точмаше», ПЗМ и ЧМЗ реализован пилотный проект программы активизации лидеров малых групп.
Серьезным импульсом для обмена опытом и практиками должен стать отраслевой чемпионат среди первичных трудовых коллективов, отметила Татьяна Терентьева: «Начинать отбор участников следует с бригад, участков, цехов. Лучшие переходят на дивизиональный этап, и уже в декабре мы планируем провести отраслевой чемпионат, на котором будут представлены три команды первичных трудовых коллективов. Он пройдет на реальном производстве. Мы сейчас как раз обсуждаем, где это сделать, но лучшим вариантом было бы предприятие, которое еще не участвовало [во внедрении ПСР] и на котором есть реальные проблемы, чтобы «десант» попробовал их решить».
Создать цифровые образцы
Поступательное развитие ПСР-предприятий невозможно без цифровых продуктов и цифровых образцов. Их внедрение не только обеспечит рост EBITDA (прибыли до вычета процентов по кредитам, налогов, износа и амортизации) на 3 % к 2030 году, но и создаст условия для превращения «Росатома» в лидера идеологии lean smart plant, рассказала директор по цифровизации «Росатома» Екатерина Солнцева.
Так, на Балаковской АЭС начали применять цифровые технологии на обходах оборудования и сократили количество ошибок при документировании. В результате вырос коэффициент использования установленной мощности, увеличилась выработка электроэнергии. С цифровой системой контроля использования СИЗ на Кольской АЭС в два раза уменьшилось количество нарушений, на 30 % сократились трудозатраты на обработку данных с камер видеонаблюдения и в общем повысилась дисциплина.
В этом году на предприятиях «Росатома» планируется создать 24 образца lean smart plant, продвинуть на предприятия неатомных отраслей как минимум один LSP-проект. Но основная цель — добиться внесения LSP в цифровую повестку российской экономики.