«Росатом» вышел в прямой эфир

Первый день информирования в этом году и первый день ин­формирования для гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева начался в 10 утра 15 февраля. Впервые предприятия общались с руководителем отрасли в пря­мом эфире. На Большой Ордынке побывала корреспондент «СР» Светлана Романова.
День информирования связал в режиме онлайн более 80 предприятий. Где-то ра­бочий день уже подходил к концу, где-то только начался. Два часа гендиректор об­щался с сотрудниками и отвечал на во­просы.
9:30
В бюро пропусков многолюдно. Я встаю в очередь и начинаю рассматривать сосе­дей. Телекамеры выдают коллег с корпо­ративного телевидения, пакет с логоти­пом предприятия — представителя СХК. Двое мужчин нервничают — боятся опо­здать: «В зал не пустят, придется по тели­ку смотреть».
9:45
Актовый зал заполняется. Первые ряды занимают топ-менеджеры и руководи­тели департаментов. На балконе — мо­лодежь: «Отличные места — обзор хо­роший». Ведущий предлагает тем, кому не хватило кресел, пройти в переговор­ные, где будет прямая трансляция. «По­стоим, пока не устанем», — бросает ре­плику сосредоточенная барышня.
10:00
День информирования начинается с ин­структажа: «Телемост проводится под грифом «для служебного пользования». Несанкционированная видео- и фото­съемка запрещена». Далее предлагается записать номер телефона для передачи СМС с вопросами главе «Росатома».
10:10
На сцену поднимается Алексей Лиха­чев: «Доброе утро, уважаемые коллеги и дорогие друзья! Для меня день инфор­мирования первый, поэтому я не могу не волноваться. Заранее прошу проще­ния за возможные шероховатости. Хочу начать со слов благодарности тем, кто поделился со мной знаниями, за поло­жительные эмоции при посещении пред­приятий. И всему коллективу спасибо за то, что отождествляете себя с истори­ей отрасли и результатами деятельности «Росатома».

Главное из выступления
генерального директора

В госкорпорации состоялся на­блюдательный совет, первый в обновленном составе, под председательством Сергея Вла­диленовича Кириенко. Со­вет утвердил нам карту КПЭ на 2017 год. Это создает осно­ву нашей работы в текущем году и на ближайшую перспективу.
— Итоговый показатель «сво­бодный скорректированный де­нежный поток», ССДП, госкор­порации в целом за 2016 год составил 264 млрд рублей и пе­ревыполнен на 10 % к цели 2016 года.
— Как и в прежние годы, в 2016 году атомщики выпол­нили ГОЗ в полном объеме. На большинстве предприятий это произошло с опережени­ем. Для отдельных предприятий объемы и новизна решаемых за­дач стали просто рекордными, это ВНИИА и ПСЗ.
— Отдельно хочу сказать об «Атомфлоте». Выручка пред­приятия неуклонно растет. Но­вым бизнесом для «Атомфлота» являются портовые проводки. Построены два первых судна из пяти для портового флота, ко­торые уже работают в порту Са­бетта. Строятся три новых ле­докола. Первый, «Арктика», уже спущен на воду, но срок его вво­да в эксплуатацию откладыва­ется. Поэтому ключевая задача для «Атомфлота» — продление срока эксплуатации трех дей­ствующих ледоколов.
— На 2017 год у нас намече­но сразу три пуска: первый блок ЛАЭС-2 с реактором ВВЭР-1200 проекта «АЭС-2006», четвертый блок Ростовской АЭС с реакто­ром ВВЭР-1000 и физпуск плаву­чей атомной станции.
— На 1 января 2017 года 10-летний портфель зарубеж­ных заказов превысил 130 млрд долларов. Теперь наш главный приоритет смещается в сторону реализации заключенных кон­трактов, чтобы исполнить их с прибылью, четко уложившись в сроки и смету.
В Турции наши партнеры высказали пожелание ввести первый энергоблок «Аккую» к столетию Турецкой Республи­ки — в 2023 году. Задача неве­роятно амбициозная не только для нас, но и для турецкой сто­роны, от которой во многом за­висит выдача всех необходимых разрешительных документов.
В этом году у нас на зару­бежных стройках два ключе­вых события. Намечен физпуск на третьем и четвертом энер­гоблоках Тяньваньской АЭС. И мы выходим на первый бетон на АЭС «Руппур» в Бангладеш.
— По новым продуктам у нас хорошие показатели. Выруч­ка по итогам года составила 192 млрд рублей, это на 29 % превосходит запланированный уровень — 149 млрд рублей. Портфель на 10-летний период по этому показателю превысил 1 трлн рублей.
Традиционно большую лепту в новые продукты вносят пред­приятия ядерного оружейно­го комплекса. В декабре была подписана отдельная програм­ма по сотрудничеству с «Газ­промом». Развивается такое на­правление, как станкостроение. Одним из пионеров здесь высту­пил Приборостроительный за­вод, теперь к нему присоеди­нился «Маяк», «Старт», «Север», «Электрохимприбор», НИИИС. Также отмечу «Атомэнерго­маш»: «СвердНИИхиммаш» вы­играл конкурс среди 10 ком­паний на поставку выпарной установки для «Сибура». Стои­мость контракта — более 2 млрд рублей.
— Большинству руководителей установлены КПЭ по сокраще­нию запасов. Это важный источ­ник повышения эффективности. На начало 2015 года в отрасли в целом было на 260 млрд руб­лей запасов. Это сырье и мате­риалы, готовая продукция и не­завершенное производство. При этом примерно 80 млрд рублей просто лишние, то есть деньги лежат без дела, при этом мы бе­рем кредиты в банках, по кото­рым платим проценты. В дан­ном случае лишние запасы в год съедают 8 млрд рублей выпла­ченных процентов по кредитам.
— Огромный ресурс повыше­ния эффективности — исполь­зование высвобождающихся производственных площадей. Только в ЯОК без ущерба для выпуска продукции по ГОЗу можно высвободить не меньше 10 % площадей и организовать на них новые производства.
Хороший пример — ПО «Старт», которое реализо­вало свои пустующие 8 тыс. м2 площади для производства ком­позиционных материалов. Это совместное предприятие «НИИ­графита» и «Нанополимера». На Приборостроительном за­воде выведены из эксплуата­ции спецучастки площадью 2,5 тыс. м2, на которых после мо­дернизации развернуто произ­водство оборудования АСУ ТП для АЭС и систем радиационно­го контроля.
— Что предстоит? Мы должны не на словах, а на деле показать, что все мы в первую очередь ра­ботаем в «Росатоме» и лишь во вторую очередь на своем кон­кретном предприятии.
Нам нужно научиться ориен­тироваться на коммерческий результат, привыкнуть к тому, что мы сами зарабатываем себе на жизнь. А единственный спо­соб добиться коммерческого успеха — это стать лидерами в эффективности, причем эф­фективность должна достигать­ся не в ущерб безопасности. Это наш приоритет.
Нам удается сегодня быть на шаг впереди. На нас вни­мательно смотрят, у нас за­имствуют лучшие практики и образцы. «Росатом» делится секретами успешного развития с другими отраслями. И воз­можно, то, что мы делаем сей­час, станет основой для буду­щего технологического рывка России в целом.
10:50
После выступления Алексей Лихачев общается с аудиторией. Вопрос от со­трудников УЭХК зачитывает ведущий: «Какие у «Росатома» заделы по разви­тию альтернативных источников энер­гии?» Ответ следует незамедлитель­но: «Ветроэнергетика». По словам главы «Росатома», проект по сооружению ве­тряков входит в число приоритетных.
10:55
Видеовопрос сотрудников ППГХО запи­сан заранее. Мы смотрим на экран: кар­тинки еще нет, но по шуму можно дога­даться, что снимали в шахте. Появляются горнорабочие в спецодежде, касках и «ле­пестках». Бригадир Сергей Вишнев­ский интересуется судьбой шестого руд­ника. Ответ оптимистичный: в течение года с учетом намерений привлечь ино­странных и российских инвесторов пла­нируется принять решение о реализации проекта строительства шестого рудни­ка. Запасы урана там оцениваются в 40 т. Это на 20 лет работы.
11:05
На экране — сотрудники ОКБМ:
— Каковы перспективы быстрых реак­торов? В частности, продолжится ли ра­бота по БН-1200?
— Быстрая тематика и реакторы как основа для замыкания ЯТЦ находятся в приоритете у «Росатома», — отвечает Алексей Лихачев. — Мы надеемся, что об­ликовый проект по созданию БН-1200 бу­дет представлен в этом году. После чего примем окончательное решение по его строительству. Все зависит от решения двух проблем.
— Первая проблема, — продол­жает Алексей Лихачев, — каса­ется оптимизации технологиче­ских процессов и воплощения результатов экспериментов с топливом, которые проводят­ся на Белоярской АЭС. И вто­рая — это решение по экономи­ческой оптимизации. Я очень прошу коллег из ОКБМ и питер­ского «Атомпроекта» экономиче­скую эффективность при работе над проектом рассматривать как ключевую задачу.
11:15
Видеовопрос из ФЭИ связан с ядерной медициной. Оксана Власова просит пересмотреть в инвестпроектах «Росатома» сценарные условия выхода про­дуктов на рынок. Гендиректор обещает сделать все возможное.
11:25
Излюбленную в отрасли тему — стратегию развития ПСР — под­нимают балаковские атомщики. Алексей Лихачев говорит:
— В этом процессе глав­ное не цифры, а желание улуч­шить производственный про­цесс, постоянно оптимизируя свою деятельность. Для меня ПСР — что-то типа физкультуры, которой нужно заниматься регу­лярно и с удовольствием. Сове­тую всем не дожидаться, когда эту физкультуру доктор пропи­шет: надо заниматься, исходя из собственных убеждений.
11:45
Сотрудники инжинирингово­го дивизиона просят расска­зать о ценностях «Росатома», но не языком плаката. Форму­лировка вызывает смех в зале. Алексей Лихачев коротко отвеча­ет: «Все шесть ценностей я разло­жил на три взаимосвязанных по­нятия: жизнь, разум и сердце».
11:55
Напоследок вопросы по СМС. Спрашивают о семье и хобби. Алексей Лихачев отвечает, что времени на хобби почти нет. Се­мья видит его по телевизору.
12:00
Телемост прошел без сбоев. В де­партаменте коммуникаций от­мечают, что технические спе­циалисты госкорпорации и предприятийсработали как одна команда.

КОММЕНТАРИИ

rsa-278_v5 (1)
Светлана Носорева
Председатель первичной профсоюз­ной организации, ГХК
— Положительно оцениваю новый формат дня информирования — уже с коллегами делились впечатле­ниями. Нам было важно и полезно познакомиться с новым руководи­телем именно в живом общении. Озвучена и важная для нашего комбината информация о размерах финансирования, которое будет выделено на развитие производств. Значит, будет и работа, и рабочие места.

Вячеслав Дудукин
Начальник ПТУ, ГХК
— Когда в прямом эфире видишь, что в первом ряду актового зала корпорации сидят руководите­ли корпорации, зал заполнен, заполнены залы на ГХК, «Мая­ке» и в других организациях, возникает ощущение единства. Однозначно такой формат дней информирования более интересен. Общение с генеральным директо­ром «Росатома» в прямом эфире показывает, что он тоже человек, а не робот. Именно это на самом деле укрепляет чувство сопричаст­ности и ответственности, формиру­ет доверие и вовлеченность.

Дмитрий Малышев
Начальник отдела программно­го управления и контрактного сопровождения по направлению БН, ОКБМ им. Африкантова
— Мне была предоставлена воз­можность задать вопрос в прямом эфире. Я стоял в зале, где собрались все руководители во главе с дирек­тором, множество коллег, и в тот момент, когда нас дали в эфир, я ощутил всю степень возложен­ной на меня ответственности. А с другой стороны, почувствовал большую гордость за то, что рабо­таю в ОКБМ, что я член большой страны Росатом и что БН-1200 — одно из перспективных направле­ний реакторных технологий.

Наталья Туманова
Руководитель группы управления персоналом ЖДЦ, «Маяк»
— Дни информирования очень полезны: мы не просто слушаем отчет первого лица госкорпора­ции, но и имеем возможность онлайн задать вопросы, послушать работников с других предприятий нашей отрасли.

Виталий Петрунин
Первый заместитель гендиректо­ра, генерального конструктора, ОКБМ им. Африкантова
— Новый формат дня информи­рования мне очень понравился. Сделан еще один шаг к улучшению проведения дней информирования и демократизации, приближения руководителей отрасли ко всем ра­ботникам.

ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ


 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: