Легкое обращение с трудными РАО
«РосРАО» — один из важнейших участников реализации ФЦП ЯРБ. Предприятие участвует в утилизации АПЛ и специализируется на обращении с ОЯТ и РАО. Какое отношение ко всему этому имеет японская сакура, зачем «РосРАО» роботы, как можно экономить электричество и сберечь миллиарды рублей, узнала «СР».
В апреле состоится событие международного значения, подготовка к которому велась несколько лет. Из хранилищ «СевРАО» в губе Андреева будет извлечена первая партия отработавшего ядерного топлива, которую отправят для переработки на ПО «Маяк». Задача сверхответственная: инвентаризация топливных сборок давно не проводилась, в каком они состоянии — неизвестно. Как следствие, высока вероятность нештатных ситуаций. Но есть опыт и уверенность в положительном результате. Сейчас завершается строительство инфраструктурного комплекса по обращению с РАО, в которое вложились и страны-доноры, и после этого начнется работа с ОЯТ. Поэтому внимание к проекту особенное, при отправке первого судна с контейнерами на «Маяк» ожидается присутствие и представителей стран-доноров.
Какие еще интересные проекты есть в портфеле «РосРАО», какие технологии помогают их реализовывать, как повысить эффективность практически при полном отсутствии серийности и как предприятие собирается больше зарабатывать, рассказывает первый заместитель гендиректора, главный инженер «РосРАО» Виктор Коваленко.
Уникальные проекты
У «РосРАО» нет конвейерного производства. Каждая наша работа в рамках госконтрактов и договоров уникальна. Важный проект, не имеющий аналогов в мире, намечен на конец лета — единовременная транспортировка 12 из 24 трехотсечных блоков АПЛ из Камчатского края в приморскую бухту Разбойник для разделки и долговременного хранения. В России нет судов такой грузоподъемности, поэтому мы объявили открытый конкурс, который выиграла голландская компания Dockwise. Сейчас идет большая организационная работа по подготовке к этой операции. Потребуется отдельное распоряжение правительства России, так как не в каждый регион разрешен свободный заход иностранных судов. Сумма контракта — 258 млн рублей. Уникальность и сложность этой работы в том, что на палубе судна нужно одновременно разместить 12 блоков, доставить груз в Приморский край, безопасно выгрузить в порту и отбуксировать на площадку «ДальРАО». Один трехотсечный блок весит в среднем 1 тыс. т (примерно как семь синих китов, самых больших животных на Земле. — «СР»), можете себе представить масштаб всей операции.
ПЛАВУЧИЙ ДОК «САКУРА» Используется для поднятия из воды трехотсечных реакторных блоков АПЛ и докового ремонта судов
Новым и очень непростым проектом в прошлом году для нас стала работа в рамках ФЦП ЯРБ‑2 по выгрузке РАО из хранилищ Балаковской АЭС, отходы приводили в соответствие с критериями приемлемости. В общей сложности мы передали национальному оператору для захоронения около 2 тыс. м3 РАО.
В акваториях губы Сайда и бухты Разбойник продолжается формирование одноотсечных реакторных блоков АПЛ для долговременного хранения. Для этого трехотсечный фрагмент АПЛ сначала поднимается из воды при помощи дока, перемещается на стапельное место, где из него вырезают реакторный отсек. Затем его красят, ставят на спецопоры для долговременного хранения и для естественного снижения излучения до приемлемого уровня. Сейчас на площадках «СевРАО» и «ДальРАО» на долговременном хранении находится 114 реакторных отсеков и восемь блок- упаковок судов атомного технологического обслуживания, включая знаменитое судно «Лепсе». В этом году планируем поставить на стапельное хранение еще порядка 20 отсеков.
На площадке «СевРАО» в Гремихе ведется разборка активных зон реакторов АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем. В свое время под эту задачу там планировали построить целый завод, но мы нашли такие технологические решения, которые позволили разбирать активные зоны прямо на месте. Сэкономили государству десятки миллиардов рублей.
Начали работы по созданию регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае, который должен решить проблемы ядерного наследия в регионе. Центр рассчитан на хранение 40 тыс. м3 РАО и будет расположен на территории отделения «Фокино» «ДальРАО». Его сдадут в эксплуатацию к 2021 году.
Испытания и разработки
Проблема вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии сейчас актуальна как никогда. Мировая практика говорит, что до 90 % низкоактивных металлических РАО этих объектов после дезактивации можно вернуть в народное хозяйство. К сожалению, несмотря на огромный накопленный опыт по обращению с РАО, в отрасли нет единого банка данных по технологиям в этой сфере, которыми можно было бы руководствоваться. У каждого предприятия свои технологии дезактивации: абразивная, лазерная, с помощью полимерных покрытий и т. д. Поэтому работаем над созданием банка данных по наилучшим доступным технологиям.
Чтобы понять, какая технология лучше, на базе ленинградского отделения мы создаем центр по испытаниям материалов, технологий и оборудования для обращения с РАО. Уже сейчас там построен экспериментальный комплекс по отработке технологии очистки воды от трития, ведется проверка эффективности дезактивации металла с использованием ультразвука, проверка работоспособности сорбционных технологий по очистке ЖРО и др. Так мы подтвердили эффективность сорбента для очистки ЖРО, который изготавливается и применяется в «ДальРАО». Отмечу, что в «Росатом» обращаются разные организации, которые предлагают свои сорбенты. Мы их тоже проверяем на предмет безопасности и экономичности. Уже провели несколько экспериментов, и отрицательных результатов больше, чем положительных. Основная проблема: заявляются те или иные свойства, а на деле они не подтверждаются. Вся информация заносится в банк данных.
Развиваем направление по созданию модульных мобильных установок для обращения с РАО: переработки ЖРО различного физико-химического состава, переработки ТРО, например подпрессовщиков, благодаря которым увеличивается полезный объем при перевозке из мест образования отходов, и роботизированных установок для дистанционного обращения с РАО.
«У «РОСРАО» НЕТ КОНВЕЙЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА. КАЖДАЯ НАША РАБОТА В РАМКАХ ГОСКОНТРАКТОВ И ДОГОВОРОВ УНИКАЛЬНА»
Повышение эффективности
Хорошим примером повышения эффективности служат две наши площадки: «ДальРАО» и «СевРАО», где за прошлый год было сформировано 23 одноотсечных реакторных блока. Такой результат мы получили благодаря систематизации опыта, оптимизации технологических процессов и повышению производительности труда. Для сравнения: в 2012 году, когда мы только начинали эту работу, мы сделали всего два блока.
Активно реализуем ПСР-проекты. Показательным в этом смысле в прошлом году стал ПСР-проект на Дальнем Востоке по модернизации плавучего дока «Сакура», который использовали для поднятия трехотсечных реакторных блоков из воды на стапельную плиту. Док нам поставили японцы в рамках программы глобального партнерства. В центральной части палубы дока был сделан специальный постамент для установки трехотсечного блока. Чтобы использовать его не только по прямому назначению, но и зарабатывать дополнительные деньги на ремонте или доковом осмотре судов, мы его модернизировали — сделали палубу ровной. Производственная загрузка дока увеличилась на 30 %, а выручка выросла на 18 %.
ОДНООТСЕЧНЫЕ РЕАКТОРНЫЕ БЛОКИ АПЛ на площадке длительного хранения, губа Сайда
Эффективным оказался проект на «ДальРАО» по демонтажу резинового покрытия трехотсечного блока. Раньше резиновое покрытие с корпуса блока удаляли вручную, и это занимало очень много времени. Решили удалять резину методом индукционного нагрева и с помощью пневмоножа. В результате сроки демонтажа резины с одного блока сократились с 25 до 7 дней, а трудозатраты — с 3,6 тыс. человеко-часов до 172,8.
Для увеличения выручки мы стремимся активнее выходить на смежные рынки. В первую очередь планируем участвовать в проектах по очистке Арктики в рамках программы Минприроды по ликвидации накопленного экологического ущерба. В середине декабря получили лицензию Ростехнадзора на право утилизации гражданских судов и судов ледокольного флота. Также в прошлом году выиграли первый тендер на исследование прибрежной зоны, разработали план мероприятий по подъему нескольких бесхозных судов в акватории Кольского залива и доставке на базу «СевРАО». Суда обследовали, составили специальные картограммы, план работ. В список вошло 102 объекта, 52 из которых на береговой полосе и 50 — в акватории. В первую очередь, конечно, необходимо поднять на поверхность наиболее опасный объект — судно «Териберка», которое затонуло в Кольском заливе более 20 лет назад.
Не забываем и про зарубежный рынок. Прорабатываем вопросы по реабилитации территорий в Киргизии, обращению с РАО реактора БН‑350 в Казахстане. Планируем участвовать в конкурсе по обращению с РАО в Болгарии. Активно сотрудничаем с «Техснабэкспортом» — интегратором работ в области бэкенда за рубежом. Но на международный рынок выходить очень сложно, нас там не ждут. Каждая страна заинтересована в том, чтобы деньги оставались в государстве.