Капитан ледокола «Вайгач» — о спасательной операции на Севморпути
С Михаилом Гончаренко мы связались по WhatsApp в середине декабря. «Вайгач», который незадолго до этого проделал сложнейшую работу — вывел семь судов изо льдов, держал курс в Обскую губу.
— В конце осени несколько судов в акватории Севморпути оказались заблокированы во льдах. Почему это произошло?
— Все из-за ухудшения ледовой обстановки. Ледообразование в определенных районах СМП в этом году началось на две недели раньше. Фактически уже с первых дней ноября на некоторых участках движение без ледокольной проводки было невозможно.
— Говорят, «Вайгач» сделал то, что до него никто не делал.
— «Вайгач» сыграл ключевую роль в разрешении сложившейся ситуации. В «Росатоме» создали оперативный штаб во главе с замгендиректора корпорации Вячеславом Рукшей, и впервые в истории арктического судоходства в это время года под проводкой атомного ледокола караван из восьми судов проследовал через акваторию Севморпути с востока на запад. Были пройдены самые трудные участки: проливы Вилькицкого и Матисена.
Караван был сложным. Разные технические характеристики судов — размер и мощность — вызвали проблемы. На ходу принимали решения, многократно меняли тактику плавания. Мы переставляли суда в караване в зависимости от ледовых условий: более слабые по мощности ставили за собой, сильные — в конец. Караван растянулся на 4,5–5 миль. Час уходил, чтобы сделать круг вокруг него. Держать дистанцию, идти близко с нами судам было сложнее. Они не привыкли так ходить и поначалу опасались столкнуться. Но капитаны, понимая ситуацию, действовали сообща и профессионально. Отдельно отмечу, что в караване шло иностранное судно Kumpula. Языкового барьера не было — финский капитан хорошо говорил по-английски. Все указания выполнял четко. В этой проводке все суда стали командой.
— Как эту работу оценило ваше руководство?
— Успешная проводка — подтверждение профессионализма экипажа. Гендиректор «Росатома» Алексей Евгеньевич Лихачев поздравил по телефону. Его слова я передал экипажу по громкой связи, а телеграмму из «Росатома» разместил на доске объявлений. Поздравления мы получили и от руководства «Атомфлота». Приятно, что нас ценят.
— Весной 2011 года на Балтике сложилась не менее сложная ледовая обстановка. На подходах к порту Санкт-Петербург скопилось больше 100 судов. В Финском заливе дизельные ледоколы «Росморпорта» не справлялись. Тогда на помощь тоже отправили «Вайгач».
— Да, я работал в том рейсе старпомом под руководством Александра Скрябина. Сравнить ситуации нельзя: погодные условия в 2011 году были другими. Образовалась аномальная для весны ледовая обстановка: лед, намерзший за зиму, не вытаивал. Суда в попытке сдвинуться с места перемололи лед в кашу, в которой вязли и не могли самостоятельно идти. «Вайгач» работал в безостановочном режиме 1,5 месяца и обеспечил проводку 258 судам.
А в памяти у меня остался случай на тему дружбы народов. У многих на выходе из Финского залива заканчивалась провизия и питьевая вода. Решение простое — топить лед. Наш ледокол проходил мимо небольшого болгарского судна, экипаж которого почти в полном составе собирал снег. Понятно, что проблему с водой, как и с проводкой судов, «Вайгач» решил очень быстро: и лед наколол, и судно вывел. Все остались довольны. А через какое-то время после этой встречи по автоматической идентификационной системе пришло сообщение следующего содержания: «Горячий брежневский поцелуй братьям из России за помощь».
— Каков фронт работы «Вайгача»?
— Отличительная черта этого проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек. «Вайгач» участвует в постановке судов к причалам портов Дудинка, Диксон и Сабетта, отводе от причалов, а также сопровождает суда ГМК «Норильский никель» по каналу в припае Енисейского залива и Енисея.
В начале 2021 года «Вайгач» установил абсолютный рекорд среди действующих атомоходов, пройдя во льдах 1 млн морских миль.
— Стиль вождения любым транспортным средством определяется характером человека. Как бы вы описали свой?
— За 20 лет на «Вайгаче» я прошел путь от матроса до капитана. Мне повезло поработать со многими капитанами «Атомфлота». Несмотря на единые правила, каждый управляет судном по-своему: кто-то быстро и рискованно, кто-то — неторопливо и взвешенно. От каждого я взял лучшее и выбрал золотую середину — управляю ледоколом безопасно, надежно, без спешки.
Мустафа Кашка
Гендиректор «Атомфлота»
— Скоординированные действия всех участников операции обеспечили оперативное решение задачи. Этот рейс войдет в историю судоходства в акватории Севморпути. Необходимо отметить профессионализм экипажа атомного ледокола «Вайгач» и капитана Михаила Гончаренко. Он вышел в первый рейс после своего назначения на должность и продемонстрировал, что по праву может считаться достойным преемником школы арктических капитанов.
ХРОНОЛОГИЯ ПРОВОДКИ
2 ноября с рейда порта Певек «Вайгач» взял под проводку суда «РЗК Константа», «Турухан», «Григорий Шелихов». Караван начал движение в западном направлении.
25 ноября в состав каравана вошли теплоходы Kumpula, «Селенга», «Владимир Русанов», «Северный проект» и «Механик Пустошный».
5 декабря в районе полуострова Таймыр «Селенга» вышла из каравана и направилась в «Бухту Север».
6 декабря караван возглавил атомный ледокол «Таймыр», а «Вайгач» направился в Обскую губу.
7 декабря «Таймыр» завершил проводку каравана из семи судов: Kumpula, «Владимир Русанов», «Северный проект», «РЗК Константа», «Турухан», «Григорий Шелихов» и «Механик Пустошный». От западной кромки льдов Карского моря они самостоятельно продолжили движение из акватории Севморпути.